Балтийск

Image:020-0-024.JPG

(до 1946 г. Пиллау, Pillau), город в Калининградской области, военно-морская база Балтийского флота. Первые поселения упоминаются в конце ХIII в., городское право получено в 1725 г. В наст. вр. — муниципальное образование городское поселение "Город Балтийск" в составе Балтийского муниципального района. Расположен на соединенной с Калининградским полуостровом части Балтийской косы, омывается с трех сторон водами Балтийского моря и Калининградского залива. Находится в 49 км к западу от Калининграда, с которым имеет железнодорожное и автомобильное сообщение, а также связь посредством Калининградского морского канала. Незамерзающий порт. В 26 км западнее города за проливом на Балтийской косе находится российско-польская граница.

Пиллау

Зарождение города (ХIII–ХVIII вв.).

Вход в крепость. Начало XX в.Вход в крепость. Начало XX в. Вид через пролив на маяк и набережнуюВид через пролив на маяк и набережную Пиллау как город складывался из нескольких ранее самостоятельных поселений — Вограм, Старый Пиллау, Камстигаль. Новый Пиллау, ставший непосредственно основой будущего города, располагался в районе будущей крепости Пиллау.

Поселение Вограм (видимо, от названия леса Вогрим, начинавшегося в районе Фишхаузена) впервые упоминается в письменных источниках в 1297 г. В 1413 г. это поселение получило сельские привилегии, а к 1600 г. в нем насчитывалось около 19 хозяйств. Первоначально Вограм располагался между Пиллау и Нойхойзером (совр. пос. Мечниково Балтийского муниципального района), но к 1690 г. Вограм был полностью засыпан песком, и его жители переселились поближе к восточной части Старого Пиллау.

Поселение Старый Пиллау получило сельские привилегии в 1583 г., однако упоминание о нем встречается в документах еще в конце ХIV в. В первой половине ХV в. название неоднократно менялось: Пиллен, Пиллье, Пиллав. Название "Пиллау" восходит к прусскому "pile, pille, pils" ("крепость"). В 1598 г. здесь была построена кирха, которая сгорела во время грозы в 1657 г., но была вновь отстроена к 1675 г. Известным в округе зданием был "осетровый дом", где мариновали осетров и готовили к продаже икру. Этот дом принадлежал нескольким поколениям семьи Крюгеров, владевшей также селением Камстигаль.

От Старого Пиллау к проливу тянулась длинная песчаная отмель, которая имела очертания крючка и получила название Хакен ("крючок"). Эта безлюдная территория с 1537 г. стала местом расположения города и крепости. В 1543 г. здесь появилось первое строение таможни. С учетом возможной военной угрозы в 1550 г. между Старым Пиллау и Хакеном были выкопаны крепостные рвы, вскоре занесенные песком. В 1601 г. началось строительство оборонительных укреплений по плану графа Абрахама цу Дона.

Во время шведско-польской войны шведский король Густав II Адольф в 1626 г. появился у берегов Пиллау вместе со своим флотом в 37 кораблей и без единого выстрела высадил десант у Вограма — так начался десятилетний период шведской оккупации. В 1627–1629 гг. Густав II Адольф еще несколько раз приезжал в Пиллау, где по его распоряжению началось строительство мощной крепости, сохранившейся в перестроенном виде до наших дней. Во дворе крепости шведы построили деревянную кирху, служившую одновременно школой для детей военного гарнизона. Рядом с крепостью разместились торговцы и ремесленники, которые вели торговлю с солдатами гарнизона и членами экипажей прибывавших кораблей.

Оккупация Пиллау и других населенных пунктов Замланда приносила шведской короне значительные доходы в виде таможенных сборов. Несмотря на военное время, торговые операции велись очень оживленно. Рядом с таможней шведы построили дом лицензий (лицензией в то время называлась таможенная пошлина). Позднее эти два учреждения объединили. Улица Лицентштрассе, название которой было связано с домом лицензий, и улица Хафенштрассе (Портовая) положили начало Новому Пиллау. Сюда в 1636 г. прибыл полк бранденбургского курфюрста, и с тех пор Пиллау стал местом его постоянной дислокации. Период шведской оккупации закончился.

Под руководством прусского курфюрста Фридриха Вильгельма продолжилось строительство крепости с бастионами, валами и равелинами (завершилось в 1670 г.). В 1657 г. на базе маленькой флотилии из трех кораблей под командованием полковника фон Хилле начал создаваться бранденбургско-прусский флот.

В 1660 г. по распоряжению курфюрста в крепости взамен деревянной стали строить каменную кирху и школу; у пролива соорудили ветряную мельницу и лоцманскую башню с керосиновой лампой (на месте будущего электрического маяка). К этому времени число жителей не превышало 250 человек, большей частью это были рыбаки, лодочники, ремесленники и мелкие торговцы.

Осуществляя свои колониальные планы, курфюрст выбрал Пиллау местом основания крупной гавани со всеми необходимыми условиями для строительства и ремонта парусных кораблей. Рабочие для верфи, по распоряжению курфюрста, набирались в Голландии. Два первых корабля отправились в 1680 г. в Гвинею, где была основана "Африканская колония". Однако уже в 1683 г. главной базой флота стал порт Эмден.

В 1701 г. Пиллау получил права торгового селения, дарованная ему грамота позволяла проводить две ежегодные ярмарки. В 1689 г. Пиллау впервые посетил новый курфюрст Фридрих III; заезжал он сюда и в 1701 г. уже как первый прусский король Фридрих I. В Пиллау неоднократно бывал и российский царь Петр I.

Ранее пустынное место "пиллауский крючок" постепенно превращалось в крупный порт и торговый населенный пункт, куда заходили корабли разных стран и где бойко шла торговля. Около крепости появились невысокие опрятные домики. В 1720 г. в Пиллау насчитывалось 12 пивных, 2 лавки пряностей, 4 пекарни, 3 мясные лавки, 3 сапожных и 7 швейных мастерских и т. д.

В 1718 г. город посетил король Фридрих Вильгельм I, который был приятно поражен его оживленностью и назвал Пиллау маленьким Амстердамом. Король 18 января 1725 г. предоставил Пиллау Кульмское городское право. Первым бургомистром стал советник по делам коммерции и лицензий Карл Андерзон.

В 1732 г. в Пиллау прибыл первый корабль с переселенцами из Зальцбурга, которые приехали сюда по приглашению Фридриха Вильгельма I для пополнения сократившегося после эпидемии чумы населения северной части Восточной Пруссии. В течение года в гавань Пиллау прибыло еще 65 кораблей с зальцбуржцами.

В 1746 г. в городе построена ратуша — город быстро развивался, используя свое выгодное расположение. Однако вскоре Пиллау вновь пришлось пережить боевые действия. Во время Семилетней войны, в июне 1757 г., русский флот блокировал прусское побережье. Порт понес значительные убытки в связи с нарушением торговых связей. А 15 июля того же года русские войска обстреляли крепость, что заставило многих жителей города спасаться бегством в Кёнигсберг. В январе 1758 г. русская армия вошла в столицу Восточной Пруссии, и комендантом Пиллау стал российский полковник Ф. Ю. Фрейман. В Хакене разместились войска и склады с провиантом. Крепость стала местом размещения военнопленных. По распоряжению губернатора Пруссии генерала Н. А. Корфа в Пиллау началось строительство так называемой Русской дамбы, которая должна была защитить гавань в зимнее время от волн, ветра и льда.

Вторая половина столетия не была отмечена особыми событиями. Городская хроника отражает типичные происшествия: в 1761 г. по неосторожности в крепости сгорела кирха, в которой хранилось зерно… В 1768 г. кирха была отстроена вновь… На 1782 г. в Пиллау насчитывалось 1,3 тыс. жителей.


Пиллау в ХIХ — первой половине ХХ в.

Начало XX в.Начало XX в. Фото 1930-х гг.Фото 1930-х гг. Памятник Великому курфюрсту Фридриху Вильгельму. Фото 1930-х гг.Памятник Великому курфюрсту Фридриху Вильгельму. Фото 1930-х гг. Начало ХIХ столетия в памяти пиллаусцев было отмечено баталиями — шла война с Наполеоном. В июне 1807 г. Пиллау был обстрелян и полностью блокирован французами. Несмотря на угрозы противника взять город силой и сжечь его, гарнизон крепости (комендантом был И. Ф. фон Герман) не сдавался; заключение перемирия в Тильзите предотвратило более тяжелые для Пиллау последствия.

В 1812 г., перед походом Наполеона на Россию, в Пиллау сформировался смешанный прусско-французский гарнизон, содержание которого лежало на плечах горожан. Только 8 февраля 1813 г. французы окончательно покинули Пиллау, отступив по льду пролива к Бальге.

На город, расположенный на побережье, неоднократно обрушивались бури, причинявшие ему большой ущерб. Еще в октябре 1702 г. свирепствовал такой ураган, что море грозило отделить Хакен от Старого Пиллау. Столетие спустя, в ноябре 1802 г. бушевал шторм такой силы, что в память о нем в Кёнигсберге была выпущена специальная медаль. А в январе 1818 г. во время шторма ледяные глыбы заполнили улицы города до самого городского рынка. В 1813–1816 гг. на месте старой лоцманской башни построили новый маяк (строил архитектор Шульц по проекту знаменитого К. Ф. Шинкеля). Не обошли стороной жителей приморского города и болезни: в 1831 г. в Пиллау вспыхнула эпидемия холеры, которая унесла жизни 88 человек. Эпидемия повторялась еще несколько раз; последняя вспышка холеры была зафиксирована в 1866 г., когда умерло 110 чел.

Девятнадцатый век — время больших перемен в жизни города. В 1837 г. отменены ограничения, касавшиеся сбора янтаря и хождения по берегу моря в отдельных местах, а в 1842 г. в Пиллау уже были построены прибрежные курорты для отдыхающих. В этот период в городе была проведена реорганизация школ: крепостная, реформатская и городская школы объединились в одну городскую школу. В 1822 г. для юношей, желавших получить профессию квалифицированного моряка, открылась Навигационная школа.

Строительство гидротехнических сооружений в Пиллау на самом современном уровне осуществлялось при активном участии инспектора гавани Готтхильфа Хагена. К 1883 г. завершилось строительство Северного, а к 1887 г. — Южного мола, были предприняты и другие меры, способствовавшие укреплению и дальнейшему развитию гавани. К концу XIX в. парусный флот, базировавшийся в Пиллау, практически перестал существовать. В 1898 г. верфь для парусников была закрыта. Между тем, в 1889 г. во внутренней гавани судостроительная фирма "Шихау" из Эльбинга построила плавучий док и судоремонтные мастерские.

С портом Пиллау связан эпизод из жизни знаменитого немецкого композитора Рихарда Вагнера, в июле 1839 г. тайно отплывшего на паруснике "Тетис" из Пиллау в Лондон. Тогда сильный шторм заставил его вернуться в город. Эти события и радостные возгласы матросов во время возвращения послужили для Вагнера темой матросской песни в опере "Летучий голландец".

Морской канал, который позволил судам с осадкой до 6 м следовать до Кёнигсберга, минуя Пиллау, был открыт 1 ноября 1901 г. Канал был судоходен даже зимой. Однако это обстоятельство обернулось тяжелыми последствиями для города и его жителей, лишившихся значительной части своих доходов.

После преодоления упорного сопротивления в 1902 г. удалось объединить Старый Пиллау и Вограм, через год к ним присоединили и крепость. В дальнейшем возникли две части единого города, обозначавшиеся как почтовое отделение Пиллау 1 (Новый) и Пиллау 2 (Старый). Начало XX в. отмечено строительством новых зданий для суда (1903 г.), народной и высшей женской школ (1905 г.), реального училища, Анатомического театра (1910 г.) и других (большую роль в обновлении облика города сыграл бургомистр Эмиль Эндер). С 1908 г. в Пиллау издавалась "Всеобщая Пиллауская газета". В 1910 г. количество жителей Пиллау достигло 7079 человек.

Для повышения благосостояния было решено наиболее полно использовать природные возможности Пиллау, превратив его в курортный город местного и зарубежного туризма. С этой целью в 1911 г. создано "Туристическое бюро Пиллау", изданы "Путеводитель по городу и окрестностям" и первый номер "Пиллауского еженедельника". Туристическое бюро подключило к своей деятельности Клуб парусных яхт, проводивших с 1880 г. регулярные регаты. Но самым главным праздником, начинавшимся обычно накануне регаты, был традиционный "Праздник гавани", который организовывал магистрат с участием гарнизона. Это всеобщее торжество выливалось в большой "Праздник моря". Для того, чтобы поставить на научную основу разведение рыбы, в 1910–1912 гг. в городе были учреждены курсы рыболовов. Два дня в неделю (среда и суббота) были ярмарочными. К этому времени в городе располагались административный суд, почтамт, управление таможни. Крепость имела в городе комендатуру, артиллерийское депо.

Во время посещения города кайзером Вильгельмом II 19 июля 1913 г. состоялось торжественное открытие памятника Великому курфюрсту Фридриху Вильгельму около маяка (скульптор Фриц Шапер).

Боевые действия периода Первой мировой войны непосредственно не коснулись Пиллау, но жители города испытали на себе тяготы войны.

В 1916 г. капитально перестраивается ратуша, создается городской архив. Краеведческий музей (открыт по инициативе бургомистра Конрада Хаберлянда), находившийся прежде в ратуше, был перемещен в цейхгауз крепости.

После того как Пиллау остался единственным портом Германии восточнее Вислы, его значение возросло: в 1921 г. он был объявлен базой германского флота.

С февраля 1923 г. город начал получать электроэнергию от единой Восточнопрусской электросистемы. В 1926 г. приступили к строительству водопровода и канализации. Началось асфальтирование улиц. В 1924–1930 гг. проведены работы по углублению фарватера морского канала до 8 м и освещению его в ночное время.

К 1925 г. численность населения составила 6893 человека (из них мужчин насчитывалось 3561), которые по конфессиональному признаку делились на евангелистов (6293 человека), католиков (236), иудеев (15), атеистов (33).

В 1929 г. судоремонтная фирма "Шихау" закрыла в городе все свои предприятия, но тогда же открылась новая небольшая верфь Курта Закута. Для переработки рыбы построили две рыбоконсервные фабрики и небольшие рыбокоптилки.

В том же году в Пиллау произошло необычное событие, когда с февраля по апрель пролив был покрыт ледяным панцирем толщиной до 3–5 м. Сюда 8 апреля 1929 г. прибыл советский ледокол "Ермак", освободивший город и около 20 судов из ледяного плена.

В городскую общину с 1931 г. входили 3 пригородных населенных пункта. Город владел землей в количестве 1037,6 га. В то время в городе было 524 жилых дома и 1812 хозяйственных построек.

В 1937 г. в городскую черту включили поселение Камстигаль. В это время главными отраслями промышленности Пиллау оставались рыбный промысел и рыбоперерабатывающее производство. Кроме того, действовала фабрика силикатного кирпича, развивались ремесла и торговля. В городе располагались административные, судебные, финансовые и другие учреждения; здесь находился военно-морской госпиталь, работали народная школа, профессиональная школа, реальная гимназия, мореходная школа и другие учебные заведения.

Туристы, прибывавшие в Восточную Пруссию на судах "Морской службы Восточной Пруссии", "Шведско-американской туристической линии", "Пассажирской линии Финляндии" и других фирм, не могли миновать город-порт Пиллау, где предусматривалась обязательная остановка. Часть туристов приезжала по железной дороге или автобусами. В городе насчитывалось 30 отелей и гостиниц, среди которых была широко известна гостиница "Инскефалле". В Пиллау действовали три евангелических кирхи и один католический храм.

В 1933 г. численность населения выросла до 7092 человек, в 1939 г. — до 12 379. Город Пиллау входил в район Замланд (до 1939 г. — в район Фишхаузен) правительственного округа Кёнигсберг.

Среди известных уроженцев города — музыкант Карл Генрих Барт, писатели Ганс Генрих Парлов и Юлия фон Рихтхофен. (А. Б.)


Пиллау в конце Второй мировой войны.

Маяк и памятник Великому курфюрстуМаяк и памятник Великому курфюрсту Во время Восточно-Прусской наступательной операции за город Пиллау развернулись наиболее ожесточенные бои. За силу укреплений и плотность городской застройки командующий Земландской оперативной группы генерал армии И. Х. Баграмян называл Пиллау "Кёнигсберг в миниатюре". Взятие крепости возложили на 11-ю гвардейскую армию (генерал-полковник К. Н. Галицкий). Остатки немецких войск на полуострове были оттеснены к Пиллау к 24 апреля 1945 г.; погодные условия улучшились, чем воспользовалась советская авиация, совершившая более двух тысяч самолето-вылетов только за этот день. Штурм предместья города начался утром 25 апреля, к полудню соединения Красной Армии дошли до центра Пиллау, и до наступления темноты большая часть немецких войск сложила оружие, однако крепость Пиллау продолжала сопротивляться вплоть до вечера 26 апреля. Развивая успех, той же ночью советские войска начали форсировать пролив Зеетиф (совр. Морской канал между косой и Балтийском). Приказом Верховного Главнокомандования 25 апреля 1945 г. участникам штурма Пиллау была объявлена благодарность. В Балтийске захоронены герои Великой Отечественной войны С. П. Дадаев, Л. П. Некрасов, П. Я. Поляков, К. М. Тарасевич и многие другие. (С. Н.)


От Пиллау к Балтийску.

Пиллау после штурма. 1945 г.Пиллау после штурма. 1945 г. Фото на память. Апрель 1945 г.Фото на память. Апрель 1945 г. В результате боев город превратился в сплошные руины, особенно в густозаселенном районе Нового Пиллау. К концу 1946 г. в Пиллау насчитывалось 359 зданий и числился 1261 житель (в том числе 690 немцев). Функционировала железнодорожная станция, действовали крупные перевалочные торговые базы, город стал советской военно-морской базой. С 1 июля 1946 г. приказом Кёнигсбергской таможни в Пиллау был открыт таможенный пост.

После войны возникла потребность переименования города Пиллау; обсуждались разные варианты, в том числе и название Нахимовск. Однако был сделан другой выбор — отдельным государственным актом (указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 ноября 1946 г.) город Пиллау был переименован в город Балтийск Приморского района. Выбор этого названия, очевидно, был связан с расположением города на берегу Балтийского моря.

После войны положение в городе было нелегким. На 1947 г. газовые заводы, фабрика силикатного кирпича, консервный завод были частично или полностью разрушены и не эксплуатировались. Работали судоремонтный завод и предприятия промкомбината (производство лимонада), хлебопекарни, швейная, сапожная и часовая мастерские. Весь жилой фонд города и коммунальные предприятия находились в ведении командования Балтийского флота. Частично были восстановлены водопроводная и канализационная системы. Медицинских учреждений в городе не хватало: гражданское население обслуживалось во флотской поликлинике, даже родильный дом находился в ведении военно-морского госпиталя. В городе начали работу предприятия общественного питания и магазины военторга. Были открыты три начальных и одна средняя школы. (А. Б.)


Балтийск

После войны.

Памятная доска Иосифу Бродскому. Современное фотоПамятная доска Иосифу Бродскому. Современное фото Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 25 июля 1947 г. город Балтийск (до того бывший в составе Приморского района) был отнесен к городам областного подчинения. Наличие в городе военно-морской базы определило статус — "город закрытого типа 1-й зоны" с особым режимом въезда-выезда. К октябрю 1947 г. в Балтийске проживало 5434 человека, в том числе около 200 немцев. В ноябре 1947 г. состоялась первая партийная конференция городского комитета ВКП(б), в декабре этого же года были проведены выборы в Балтийский Совет депутатов трудящихся. Первым председателем исполкома был избран Н. М. Яковлев, первым секретарем городского комитета ВКП(б) стал М. И. Орехов.

После тяжелых боев за Пиллау к маю 1945 г. из 250 тыс. кв. м жилья, на которых ранее проживало около 13 тыс. жителей и было расквартировано 24 тыс. солдат гарнизона, пригодная для проживания площадь составляла лишь 15 тыс. кв. м. Город находился в руинах, для разборки которых вплоть до апреля 1948 г. использовались пленные немцы. Позже на аналогичных работах были задействованы осужденные, содержавшиеся в исправительно-трудовой колонии. Полностью от развалин город был очищен лишь к 1951 г. Весь жилой фонд находился в ведении флота, но городская власть не осталась в стороне от жилищных проблем. В 1947 г. была восстановлена шоссейная магистраль, связывавшая город с областным центром; в 1948 г. было построено 280 стандартных разборных (финских) домов, и жилая площадь составила 62 тыс. кв. м (на 8700 проживающих в городе человек).

К сложности развития закрытого города с пониманием отнеслось руководство Советского государства: 17 июня 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление "О мерах помощи по восстановлению городского хозяйства и улучшения жилищных и культурно-бытовых условий гарнизона главной военно-морской базы и населения гор. Балтийска", выполнение которого было возложено на Министерство Вооруженных Сил на договорных началах с другими министерствами и ведомствами. Последствия принятого решения не заставили себя долго ждать: в 1949–1951 гг. были построены жилые дома, семилетняя школа, банно-прачечный комбинат, детские ясли, детский сад, начальная школа, больница и поликлиника, почтамт, вокзал, книжный магазин, продуктовый магазин, магазин промтоваров, склад, холодильник, пакгауз, аптека и пожарное депо. В 1955 г. открылся кинотеатр "Шторм", в 1958 — Дом культуры.

В это время к Балтийску, кроме близко расположенных поселков, относились Приморск и Светлый. Таким образом, на 1948 г. в городе действовали четыре крупных предприятия гражданской направленности: Светловская ГРЭС № 2, Светловский рыбзавод, Приморский лесозавод треста "Неманлес" и Балтийский хлебозавод. Как подчеркивалось выше, многие сохранившиеся после войны предприятия использовались уже с 1945 г. для обеспечения нужд флота, некоторые обследовались властями на предмет возможного использования. Один из двух коксогазовых заводов Пиллау, ввиду незначительных повреждений, мог быть восстановлен и пущен в эксплуатацию. Производство силикатного кирпича было признано нерентабельным, так как он работал на привозном сырье. Было принято решение восстановить тепличное хозяйство, чтобы обеспечить горожан продовольствием.

Однако уже в 1946 г. для жителей города работали промкомбинат Балтийского отделения военторга с сапожной, швейной мастерскими и парикмахерской, лимонадный завод, баня, контора связи, сберегательная касса, рынок. В 1947 г. функционировали госбанк и городское отделение милиции. В это же время был создан горпищекомбинат. В систему общепита в 1948 г. входили две обыкновенные столовые, одна коммерческая, кафе-закусочная, ресторан, школьный буфет; покупателей в Балтийске обслуживали 30 магазинов, 7 ларьков, 2 палатки, 5 лотков.

Появились первые учреждения культуры и образования. Уже в 1945 г. приняли учеников средняя школа всеобуча в Балтийске и четыре начальных школы в прилегающих поселках. В конце 1940-х гг. в здании средней школы располагалась детская библиотека. Городская библиотека им. В. Г. Белинского в 1949 г. была размещена в горпарткабинете. Балтийцы много читали: в 1946 г. при Доме офицеров флота была открыта еще одна библиотека — для военнослужащих и их семей, позже она расположилась в отдельном здании (нынешняя библиотека им. В. С. Пикуля). В 1953 г. была образована Детская музыкальная школа. В 1956 г. открылась строительная школа № 2, в 1960 г. ее перепрофилировали в мореходное профтехучилище. Под разными названиями (ГПТУ-2, тех. училище № 6, СПТУ № 16) она просуществовала до 1987 г. В 1947 г. городской администрацией было решено просить областной комитет ВКП(б) разрешить горкому ВКП(б) на базе типографии газеты "Страж Балтики" выпускать газету горкома и горисполкома гор. Балтийска два раза в неделю на двух полосах. До этого обращения (как и после него) в городе выпускались только стенгазеты.

Постепенно происходило становление региональной системы здравоохранения. В декабре 1947 г. в Балтийске был создан горздравотдел. В 1953 г. начал работать городской больничный комплекс.

Повседневная жизнь в полуразрушенном городе требовала надежной материально-технической базы. В 1947–1948 гг. городская власть пыталась предпринять меры для увеличения добычи воды. Имевшаяся водонасосная станция занималась обслуживанием нужд флота. Водопроводная сеть к этому времени составляла 30 км, а действовавшие скважины функционировали с 1932 г. и подлежали замене.

Хозяйственная канализация и очистные сооружения также нуждались в реконструкции. Все эти проблемы не удавалось решить долгое время; как и в других городах новой области, затруднения усугублялись отсутствием технической документации по довоенным системам водоснабжения и канализации.

Для улучшения положения с обогревом жилья в 1947 г. был создан гортопсбыт, снабжающий население углем.

По просьбе населения в конце 1940-х гг. увеличилось число вагонов и изменилось расписание поезда, курсировавшего между Калининградом и станцией Пиллау Литовской железной дороги (в 1949 г. она была переименована в станцию Балтийска). Вокзальное помещение находилось на месте прежнего городского железнодорожного вокзала.

Наличие в городе военно-морской базы, а также трудности во взаимодействии флота и городских властей в вопросах управления городом вынудили последних обратиться в 1950 г. к секретарю ЦК ВКП(б) с просьбой об упразднении таких гражданских организаций, как горсовет, горкомы ВКП(б) и ВЛКСМ, с тем чтобы передать управление городом командованию флотом. Однако кардинальных изменений не произошло. Город обустраивался общими усилиями.


Город в 1950–1980-е гг.

Н. С. Хрущев в БалтийскеН. С. Хрущев в Балтийске Внутренняя гаваньВнутренняя гавань Прежде - здание райкома КПСС, ныне - здание администрации города. Современное фотоПрежде - здание райкома КПСС, ныне - здание администрации города. Современное фото Заснеженная улица Балтийска. 1980-е гг.Заснеженная улица Балтийска. 1980-е гг. Хроника пятидесятых начинается со знаменательного события: в 1950–1951 гг. надлежащий вид приобрела братская могила на ул. Красной Армии. Благоустройство было важной задачей, для выполнения которой собирались вместе балтийцы. В течение 1951 г. в городе было высажено 2 тыс. кустарников и 906 саженцев (в основном тополей). Обновление коснулось не только города — в 1958 г. на базе военного лесничества на косе был создан Балтийский лесхоз. Он занимался посадкой леса, выращиванием сеянцев и заготовкой семян сосны, внесением минеральных удобрений в лесные культуры. Лесонасаждения на Балтийской косе имели искусственное происхождение и требовали постоянного ухода (в 1989 г. лесхоз был реорганизован в Западное лесничество, а в 1995 г. на его базе вновь был образован Балтийский лесхоз, просуществовавший более десятилетия). Жизнь балтийцев постепенно налаживалась. В 1960 г. установили памятник В. И. Ленину — непременный атрибут любого советского города. В 1964 г. в Балтийске появилась собственная оранжерея, где был богатый выбор цветов. Когда в 1963 г. город посетил молодой поэт И. А. Бродский, он остановился в гостинице "Золотой якорь". Тогда, разумеется, никто не придал особого значения визиту обычного ленинградского журналиста, масштаб его личности стал очевидным лишь со временем — память о пребывании Бродского в Балтийске была увековечена в 2005 г.

Уже в 1960-х гг. некоторым отличившимся землякам стали присваивать звание "Почетный гражданин Балтийска". Среди них были О. П. Грумбков, в то время капитан первого ранга, участник взятия Пиллау (в 1945 г. он был штурманом дивизиона катерных тральщиков, а к 1985 г. жил в Москве, в звании контр-адмирала) и А. Н. Демидова, директор школы № 1, заслуженный учитель РСФСР. В семидесятых годах начали составлять городской генплан. С этими целями в 1969 г. была произведена топосъемка, четырьмя годами позже был разработан архитектурный план благоустройства. Тогда были посажены новые деревья, отремонтированы дороги и тротуары, оформлены небольшие аллеи и клумбы. В том году Балтийск начал бороться за звание города образцового порядка и высокой культуры. Любовь к родному городу тогда выражалась прежде всего в духе установки памятников, которые символизировали героизм советских воинов, победивших противника в самой страшной войне. В честь 25-летия Балтийска (1970 г.) на причале был установлен 25-тонный камень с якорем. В 1974 г. в одном из городских скверов был установлен бюст младшему лейтенанту Александре Серебровской, погибшей во время десанта на косе Фрише-Нерунг (совр. Балтийская коса) — сквер был назван в честь героини.

Семидесятые годы — время активной жизни балтийцев. В 1972 г. была создана организация "Балтберегозащита". Неустойчивая почва косы, на которой расположен город, нуждалась в бережном отношении; кроме того, требовалось время от времени укреплять песчаные береговые дюны. В течение 1970-х гг. закреплялись авандюны береговой полосы, ограждались штакетной изгородью выходы, ежегодно проводились посадки тополя по всему периметру берегового вала, были установлены предупредительные и разъяснительные знаки. Нарушителей берегозащитных требований задерживали и штрафовали.

Семидесятые — это также время успехов в системе образования. В 1971 г. в Балтийске было 7 школ всеобуча (3122 ученика), Дом пионеров (открытый еще в 1956 г.), 13 детских садов. В 1972 г. распахнула свои двери для творческих ребят художественная школа. Тогда же в школе № 6 открылся класс-музей, в экспозиции которого находились многочисленные материалы по истории штурма Пиллау в апреле 1945 г. (в 1985 г. этот музей получил статус народного).

Гражданское строительство оставалось приоритетной задачей для городских властей. В 1972 г. были построены цех филиала завода "Газавтоматика", Дом быта, производственная база РСУ-3. В 1970-х началась газификация города (к примеру, в 1970 г. сжиженный газ пришел в 725 квартир). К 1975 г. на территории старого города (Пиллау-1) расчистили пространство для организации площади Балтийской славы (до того городская площадь находилась у Дома офицеров флота); было начато строительство первых девятиэтажных домов; на Гвардейском бульваре в новой части города был открыт мемориальный комплекс героям штурма Пиллау. В 1977 г. в новых зданиях разместился и хлебозавод. В городе установили Доску почета, а при въезде в город был сооружен знак "Якорь". Построено новое здание для городской власти (в 1977–1989 гг. горисполком возглавлял А. И. Гурьев), его размещение рядом со штабом базы претендовало на новое значение гражданской администрации в городе. В бывшем помещении горкомов и горисполкома разместили музыкальную школу, в 1986 г. ее объединили с художественной под новым названием — Детская школа искусств.

И все же строить пришлось еще очень много. В 1980-х гг. в городе повторился строительный бум 1950-х. Было ликвидировано ветхое жилье. В 1981 г. город принял на баланс ведомственные дома, была построена база жилтреста, где жильцам предоставлялись материалы для самостоятельного ремонта. В 1984 г. началось строительство нового микрорайона "Северный"; на ул. Садовой построили новую сберкассу. В 1988 г. приняла учеников новая школа. Был построен новый рынок (был открыт в 1993 г.). В 1989 г. первых покупателей принял новый магазин "Бригантина", здание которого, по замыслу городской власти, должно было вписаться в комплекс сооружений на новой площади. В 1990 г. вблизи от магазина построили здание для телефонной станции, а годом позже к ним добавился торговый центр "Нептун" (сейчас это магазин "Вестер"). Полностью проект осуществить не удалось, но был сформирован новый центр города, получивший в народе немного ироничное название "Поле чудес". В городе не было гражданских строительных организаций, поэтому все работы выполняли военные.

Несмотря на все успехи в строительстве, коммунальное хозяйство было по-прежнему далеко от идеала. Продолжались трудности с обеспечением горожан водой, дефицит которой составлял 25–30 % (при численности населения около 30 тыс. человек). Хлорированная вода поставлялась в квартиры в определенном временном режиме. В связи с повышенной жесткостью воды и большим содержанием в ней железа скважины постоянно снижали свою производительность. Обсуждались планы строительства станции обезжелезивания. Канализационные воды сбрасывались в Балтийское море, Морской канал и Калининградский залив без обеззараживания и биоочистки. Сроки строительства очистных сооружений постоянно переносились.

В 1982 г. было образовано предприятие объединенных котельных и тепловых сетей: число котельных уменьшилось за счет увеличения их мощности, кроме того, были установлены новые котлы, а сами котельные были переведены с угля на мазут.

В 1988 г. город занимал территорию свыше 5 тыс. га, из которых 2347 га составляли городские постройки, зеленые насаждения в черте города — 2867,7 га. Протяженность улиц достигла 55,4 км, из которых освещены были 32,5 км. Балтийск обладал парком спецавтомобилей и механизмов по уборке улиц. Город был довольно большим по областным меркам, однако в нем не было крупного промышленного производства: работало автотранспортное предприятие, функционировали хлебозавод и филиал "Союзгазавтоматики", действовало 11 кооперативов… Для привлечения в Балтийск медицинских сотрудников руководством города был заключен договор со Смоленским медицинским институтом. Планировалось на первом этаже строящегося жилого дома открыть женскую консультацию и детскую поликлинику. На предприятиях было установлено три отдельных стоматологических кабинета. И все же, несмотря на все трудности, балтийцы оставались творческими людьми, не чуждыми морской романтики. В 1980-х гг. в городе работал Клуб юных моряков. Это объединение имело три корабля, штатную команду и своего капитана. В КЮМе дети осваивали морские специальности. Успехи их были отмечены тем, что им поручалось открывать военно-морские парады, которые проводились в городе. Был создан музей моделей кораблей, который до 2004 г. располагался в ДК. И в восьмидесятых не забывалось военное прошлое балтийцев: в 1985 г. открыли памятный знак 40-летию Победы. Балтийск позиционировал себя как военно-морская база с развитой социально-бытовой инфраструктурой, а также город, в котором трепетно хранится память о подвигах героев Великой Отечественной войны. Многие материалы по истории штурма Пиллау были собраны учительницей школы № 6 А. М. Бобровой. Многие улицы города носят имена героев Великой Отечественной войны.


Балтийск в 1990–2000-е гг.

Автобусная остановка, маяк и городская застройка. 1991 г.Автобусная остановка, маяк и городская застройка. 1991 г. Маяк, 1990-е гг.Маяк, 1990-е гг. Image:030-0-040.JPG Фрагменты исторической застройкиФрагменты исторической застройки Портовые сообружения и вход в гавань. 2007 г.Портовые сообружения и вход в гавань. 2007 г. Военная гаваньВоенная гавань Морской бульвар и памятник Петру I. 2007 г.Морской бульвар и памятник Петру I. 2007 г. Современные кварталы города. 2006 г.Современные кварталы города. 2006 г. Городской Дом культурыГородской Дом культуры Последнее десятилетие ХХ в. изменило страну, Балтийск менялся вместе с ней. На основании постановления главы администрации Калининградской области 15 августа 1994 г. был образован Балтийский городской округ. Первоначально он включал два города и одиннадцать поселков; позднее некоторые из них были упразднены или объединены. Весной 1994 г. избиратели проголосовали за Собрание депутатов города Балтийска; оно прекратило работу с избранием в 1996 г. Совета депутатов Балтийского городского округа.

Перемены девяностых годов затронули все сферы жизни в стране. Господство идеологии сменилось свободой мышления и вероисповедания. Первым признаком этих кардинальных перемен стало возрождение храмов. В 1991 г. здание бывшей реформатской кирхи было передано православному приходу, а в 1992 г. состоялось освящение Кафедрального Свято-Георгиевского Морского собора Балтийского флота, при храме была организована воскресная школа. В 1997 г. в сквере по ул. Ленина установили стилизованный памятный знак "Часовня в честь Дм. Донского" в память о погибших в локальных войнах и конфликтах (автор проекта В. Г. Еремеев). История Балтийска — это часть истории морской славы российского флота: неслучайно в 2001 г. в храм была привнесена частица мощей Святого Праведного Федора Ушакова. В его честь в настоящее время в Балтийске возводится здание Кафедрального собора.

Некоторые страницы истории возрождающегося на балтийской земле христианства написаны Католической церковью: в 1998 г. в Балтийске был образован Римско-католический приход Пресвятого Имени Марии. Бывший пасторский дом кирхи "Мария Меересштерн" ("Мария — Звезда моря") был приспособлен под часовню (освящена в 1999 г.).

Девяностые годы стали временем новых проектов и смелых решений. Городская хроника свидетельствует об этом со всей очевидностью. Жизнь бурно менялась — новые средства массовой информации помогали балтийцам быть в курсе дела. В 1990 г. вышел в свет первый номер газеты "Вестник Балтийска" (в 1998 г. появится еще одна газета — "Балтийская версия"); в 1991 г. образовано объединенное кабельное телевидение "СТВ", в 1992 г. — кабельное телевидение "ВКУБ".

Новации затрагивают и спортивную жизнь Балтийска. В 1991 г. была образована футбольная команда "Искра", которая существует до сих пор. В 1995 г. на Балтийской косе была создана детско-юношеская спортивная школа со специализацией по водным видам спорта.

Закрытый прежде город стал постепенно готовиться к будущему туристическому буму. В 1992 г. было образовано туристическое агентство "Золотая орхидея" (позже в пос. Мечниково агентство построило два небольших гостиничных комплекса). Достопримечательности Балтийска пополнились памятником Петру I на набережной канала (1998 г.). В 1994 г. институтом "Ленгипрогор" был выполнен генеральный план города. В то же время студенты Института градостроения и ландшафтного планирования Рейн-Вестфальского технического университета разработали три альтернативных проекта реконструкции старой части города. В 2000 г. была представлена Программа реставрации районов старых городов в условиях экономических реформ "Применение эльблонгского опыта в реконструкции Балтийска".

Начало нового тысячелетия муниципалитет отметил присвоением звания "Почетный гражданин Балтийского городского округа" многим горожанам. К сегодняшнему дню этого звания удостоены 26 человек. В Балтийске служил Герой России Е. Н. Колесников, погибший в Чечне (его именем названа улица в пос. Мечниково). В 2004 г. на основании Закона Калининградской области муниципальное образование "Балтийский городской округ" было наделено статусом муниципального района — Балтийский муниципальный район (БМР). На его территории было создано три муниципальных образования: "Балтийское городское поселение", "Приморское городское поселение" и "Сельское поселение Дивное". В 2008 г. был избран Совет депутатов Балтийского городского поселения (с 2009 г. — Совет депутатов городского поселения "Город Балтийск"), а в следующем году — Совет депутатов Балтийского муниципального района.

Жизнь Балтийска неразрывно связана с развитием транспортного узла. В соответствии с постановлениями Правительства РФ в 2004 г. два бассейна Балтийской военно-морской базы были переданы из оперативного управления Минобороны России Министерству транспорта России на 25 лет для использования в целях торгового мореплавания. Грузопассажирский автопаромный терминал был введен в эксплуатацию в 2003 г., позже был построен паромный железнодорожно-автомобильный комплекс. Окончание работ было намечено на 2010 г. Решено ввести в действие морской вокзал. В 2010 г. Росграница издала приказ об открытии в Балтийске морского пассажирского терминала. Сегодня связь города с областным центром и другими населенными пунктами осуществляется несколькими автоперевозчиками: ООО "КенигАвто" (маршрут 107 "Балтийск—Калининград"), ИП Артёменко (маршрут 385 "Балтийск—Синявино"), ЗАО "Светлогорскавто" (маршрут 587 "Балтийск—Зеленоградск"). Функционирует паромная переправа на косу, которую обеспечивает ООО "Балтийская судоходная компания". В Балтийске расположен центр аварийно-спасательной службы по проведению подводных работ специального назначения на Северо-Западном направлении МЧС России.

К концу 2000-х гг. Балтийск остается одним из самых больших городов Калининградской области. По состоянию на 2008 г. его постоянное население с учетом военнослужащих срочной службы составляло 33 297 человек. Общая площадь района на 2008 г. составляла 10 131 га, из них площадь земель поселений — 5473 га, в том числе городских — 4903 га. Муниципальный жилой фонд, по данным на 2008 г., составлял 567 тыс. кв. м, государственный жилфонд — 39,3 тыс. кв. м, частный — 302,3 тыс. кв. м. Жилищное строительство для военнослужащих ведется в соответствии с Федеральной целевой программой, также постоянно увеличивается число частных домов.

Как живут балтийцы сегодня? Заметны изменения в быту и коммунальном хозяйстве. Водоснабжение в городе осуществляется 17–18 часов в сутки, из 10 тыс. куб. м добываемой в сутки воды 40 % идет на обеспечение нужд военно-морской базы. Общая протяженность водопроводных сетей составляет 275 км. Благодаря Федеральной целевой программе была осуществлена реконструкция очистных сооружений, строятся очистные сооружения на Балтийской косе. Отопление города осуществляется котельными МУП "Теплосеть" и покупным теплом от ФГУП "33 Судоремонтный завод" и от ООО "Балтийская тепловая станция". Общая протяженность тепловых сетей — 38,6 км. Газоснабжение осуществляется сжиженным газом из групповых емкостных установок. Предусмотрено будущее обеспечение природным газом согласно Программе газификации Калининградской области.

Качество жизни горожан во многом определяется уровнем развитости социальной сферы. Медицинскую помощь жителям города и района оказывает МУЗ "Центральная городская больница". Кроме этого, в районе работают два врача общей практики и ФАП. Благодаря Приоритетному национальному проекту больница получила новое современное оборудование для клиническо-биохимической лаборатории, аппараты УЗИ, электрокардиографы и новые транспортные средства. На настоящий момент в городе, помимо муниципальной системы здравоохранения, действуют частный гинекологический кабинет, медицинский кабинет частной практики "Медея" и несколько частных стоматологических кабинетов.

Система образования в Балтийске пользуется известностью в области. Здесь работают пять средних общеобразовательных школ, вечерняя сменная общеобразовательная школа, Детская школа искусств им. Иоганна Себастьяна Баха и шесть детских садов. Эколого-краеведческой работой с детьми занимаются в Доме детского творчества: специалистами этого учреждения на Балтийской косе организована краеведческая экспозиция, посвященная довоенной и современной истории этого заповедного уголка. С историей города можно познакомиться также в народном музее Боевой славы в школе № 6 (бывший класс-музей). В Балтийске традиционно поддерживается массовый спорт: действуют муниципальные учреждения "Спортивный комплекс" и Детско-юношеская спортивная школа. В городе есть свой стадион, а в 2008 г. начал работу культурно-оздоровительный центр "Прибой", построенный по распоряжению Президента России.

Статус муниципальных учреждений культуры имеют Централизованная библиотечная система и Культурно-молодежный центр. Гордость КМЦ составляют Образцовый кукольный театр "Сказка" (с 1971 г.) и Образцовая творческая мастерская "Балтийские фантазии". Авторские куклы и экспонаты, выполненные в необычных техниках, можно часто увидеть на выставках в Калининграде и на многочисленных ярмарках. Кинотеатра в Балтийске нет, но зато горожанам доступны услуги учреждений культуры Министерства обороны РФ (Дом офицеров Балтийского гарнизона, музей Балтийского флота). Новости горожане узнают из газеты "Вестник Балтийска", которая выходит еженедельно. Услуги кабельного телевидения предоставляются ООО "ВКУБ" и ООО "ПКО СТВ" (6,5 тыс. абонентов), также в эфир выходят программы местного телевещания.

Экономическая жизнь города, как везде в стране, формируется прежде всего за счет частных фирм. Из 528 субъектов хозяйственной деятельности, учтенных в Едином государственном реестре предприятий и организаций, частная форма собственности составляет 75 %. Многие виды деятельности осуществляет малый бизнес. Старейшее предприятие в городе — Балтийский хлебозавод (с 1998 г. — ЗАО "Балтийский хлеб"), который распространяет свою продукцию по всей Калининградской области. Хлебобулочные изделия представлены 140 наименованиями, кондитерские — 74.

Развитие туризма давно вошло в число приоритетов администрации города. С 1992 г. Балтийск состоит в Союзе Балтийских городов. Балтийский городской округ имеет договор о долгосрочном сотрудничестве с Эльблонгом (Польша), а также договоры о побратимских отношениях с Карлскруной (Швеция) и Крыницей Морской (Польша). С 1998 г. в городе располагается национальный секретариат российской стороны Еврорегиона "Балтика". Туризм и рекреация — наиболее реальная перспектива дальнейшего социального и экономического развития Балтийска. (Е. Ш.)


Герб города Балтийска

Геральдическое описание.

Image:032-0-balt.JPG В червленом (красном) поле плывущий по лазоревому (синему) морю серебряный осетр, коронованный золотой королевской короной, украшенной янтарем. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца.


История и символика герба.

1825 г.1825 г. 1910 г.1910 г. 1892 г.1892 г. Городская печать с изображением коронованного осетра, плывущего по водоразделу неба и моря, была получена от короля Фридриха Вильгельма I при наделении Пиллау правами города в 1725 г. Соответственно, старейшей является немецкая печать "SIEGEL DER KOENIGL. PR. STADT PILLAV 1725" — "ПЕЧАТЬ КОРОЛ. ПР. ГОРОДА ПИЛЛАУ 1725" (диаметр 23 мм). Однако эта грамота говорит лишь о присуждении городской печати, но не описывает ее; документов с оттисками этой печати, к сожалению, не сохранилось. Изображение осетра отражает значение добычи осетра в этих местах еще со времен Тевтонского ордена (в период активного промысла отлов доходил до тысячи штук в год; к началу XVIII в. добыча начала резко сокращаться, а в апреле 1926 г. был пойман один из последних осетров). Цветовая гамма (красный — белый — синий) — это традиционные геральдические цвета Самбии и ее тогдашнего административного центра Фишхаузена (герб относится к концу XVI в.). Они запечатлены в общей гамме герба Пиллау (1725 г.) — серебряная рыба в красно-синем поле. В процессе исследования истории герба Фишхаузена обнаружилось, что цвета в нем были в самом конце XIX в. изменены геральдистом О. Хуппом, в официальном гербовнике которого поле герба вместо белого стало голубым, красные посох и меч — соответственно золотым и серебряным, голубая рыба — также серебряной. Так как исторической основы у "сине-желтого" герба нет, сегодняшний герб Приморска вновь вернулся к историческим цветам. О. Хупп сильно исказил характер герба, закрутив вверх хвост Пиллаускому осетру. Это, вероятно, вызвало сопротивление со стороны жителей Пиллау, вернувшихся в 1916 г. к историческому рисунку герба со свободно лежащим осетром. В 1925 г. к 200-летию города герб заиграл во всем своем величии на обложке юбилейного издания К. Хаберлянда, к этой же дате появились и посвященные гербу знаменитые поэтические строки Ганса Парлова, начинающие и заканчивающие гимн Пиллау: Лежит один город на море Балтийском / Несет его герб серебряного осетра. / (…) И высоко на ратуше вертится осетр / И сверкает над Балтикой.

В советское время Балтийск официального герба не имел. В 1990-х гг. началось возрождение российской геральдики. Полностью сообразуясь с духом бережного сохранения исторического наследия, в 1993 г. решением малого совета Балтийского городского Совета народных депутатов был утвержден герб Балтийска, основанный на историческом гербе Пиллау. Таким образом, Балтийск первым в Калининградской области получил заново утвержденный исторический герб. Правда, процедура не была доведена до конца: герб не был отправлен в Герольдию РФ. Сегодняшняя прорисовка герба Балтийска (авторы — Г. М. Лерман и В. А. Кузнецов) восходит к первой городской печати Пиллау, в то же время она выполнена в соответствии с современными геральдическими традициями.

Таким образом, в истории герба Балтийска можно обозначить четыре важные даты: дарование герба — 1725 г., изменения О. Хуппа — 1896; возврат к историческому варианту — 1916 г.; послевоенное возрождение герба — 1993 г.

Герб передает морской дух Балтийска, города-порта и самого западного города России, лежащего на янтарных берегах вечной Балтики. Сине-серебряные волны — это Балтийское море, даровавшее жизнь и славу городу-порту. Красный и синий — это цвета солнечных закатов над морем в самом западном уголке янтарного берега Самбии, Калининградской области и России. Красный — это также цвет труда мореходов, создававших некогда рыбацкую славу поселения Пиллау; сегодня он может быть истолкован и как цвет ратного труда военных моряков-балтийцев. Балтийский осетр — символ морских сокровищ Балтики и процветания города. Эта рыба символизирует жизнь; в древности были широко распространены талисманы в виде рыбы, считалось, что они дарят плодовитость, изобилие, счастье в семье, здоровье. Осетр — это царь всех евразийских рыб, поэтому он так популярен особенно в русской геральдике. Балтийский осетр прекрасно дополняет другие "рыбные" гербы Калининградской области, на которых изображены щука (Правдинск), трих лосося (Пионерский), камбала (Зеленоградск), судак (Ладушкин) и сельдь (Приморск). Царственного осетра украшает королевская геральдическая янтарная корона о пяти видимых дужках, которые наряду с обручем исторически украшены янтарем, что отвечает геральдической традиции. Королевская корона балтийского осетра символизирует возвышение, красоту, достоинство, славу, честь, гордость. Крепость как символ градостроительной основы Балтийска делает герб гласным, отсылает к древнепрусскому значению слова "пиль" (крепость). Крепость в Балтийске, памятник военно-оборонительного зодчества, также имеет пятиугольную форму и пять бастионов. Помимо этого, пять башен-зубцов обозначают единство пяти поселений, которые когда-то вошли в состав Пиллау. (Г. Л.)


Достопримечательности

Фортификационные объекты

Image:034-0-047.JPG Крепость Пиллау, построена в первой половине ХVII в. Находится недалеко от пролива на ул. Красной Армии. Сооружение является старейшей в России крепостью бастионного фронта с обводным водным рвом; в плане представляет пятиконечную звезду. Строительство было инициировано шведским королем Густавом II Адольфом, работы по возведению древесно-земляного укрепления велись во время шведского присутствия в 1626–1636 гг. Позднее по инициативе прусского курфюрста крепость была отстроена в кирпиче. Укрепление осматривал Петр I во время своего визита в Пиллау в 1697 г. После складывания в городе сложной оборонительной структуры, включающей пояс фортов, бункеры и укрепления, крепость стала ядром всей системы и обозначалась цитаделью. Была взята советскими войсками штурмом 25 апреля 1945 г. Объект Минобороны РФ.

Вестфорт (Западный форт) был сооружен во второй половине ХIХ в. Находится на Балтийской косе на морском берегу в районе основания Южного мола. Сооружение является фортом капонирного фронта с водным рвом. Форт построен для защиты крепости Пиллау и пролива с южного и западного направлений, входит в фортовый пояс крепости. Во время Второй мировой войны там находилась зенитная батарея. Объект Минобороны РФ. В настоящее время активно разрушается.

Остфорт (Восточный форт) был построен во второй половине ХIХ в. Находится к северу от крепости на морском берегу. Сооружение является фортом полигонального фронта с обводным водным рвом. Форт защищал северное и северо-западное направления в пределах фортового пояса крепости Пиллау. Во время Второй мировой войны на валах сооружения находилась артиллерийская батарея. Ныне — частное владение.

Форт Штиле выстроен в конце ХIХ в. Находится к востоку от крепости в районе ул. Клинической. Сооружение является фортом полигонального фронта с сухим рвом. Форт должен был защищать восточное и северо-восточное направления (со стороны Кёнигсберга и залива Фришес-Хафф — совр. Калининградского залива). Эта часть фортового пояса крепости Пиллау была построена позднее всех. Практически сразу после строительства с форта были сняты артиллерийские орудия. Во время Второй мировой войны здесь располагался склад глубинных бомб и осуществлялось снаряжение торпед ("подземный минно-торпедный завод"). В форте 26 января 1945 г. произошел взрыв, в результате которого большая часть городских зданий Пиллау 2 получила повреждения. К контрэскарпу в 1990-х гг. пристроили гаражи, что привело к разрушению контрэскарпной галереи и др. частей сооружения. На валу контрэскарпа расположено городское кладбище. Центральная часть форта и фланговые укрепления находятся в ведении различных воинских частей БФ. (Е. Ш.)


Гидротехнические сооружения ХVIII–ХIХ вв.

Image:034-0-048.JPG Русская дамба, заложена для обеспечения безопасности судов в зимний период в 1760–1762 гг. во время российского управления городом в Семилетнюю войну. Является насыпным объектом на юго-восток от Пиллауского полуострова. Ранее на этом месте находилась мель с рядами ледоломов. В ХIХ в. дамба стала островом, а в ХХ в. произошло его соединение с берегом. Водный бассейн, ограниченный дамбой и Пиллауским полуостровом, стали называть Внутренней гаванью. Большая часть дамбы, которая обозначается полуостровом Русским и Русской набережной, принадлежит Минобороны РФ. На западном берегу полуострова установлен памятник Г. Хагену.

Маяк построен в 1813–1816 гг. Находится на Морском бульваре. Самый старый маяк на территории Калининградской области. Высота — ок. 32 м. Круглая кирпичная башня, окрашенная в красный и белый цвета; при строительстве использованы конструктивные принципы сооружения Эдистонского маяка. На данный момент классифицируется как маяк 1-го класса и является Задним створом Балтийского маяка. Объект Минобороны РФ.

Бульвар курфюрста, ранее — Высокий бульвар, сейчас называется Морской бульвар. Строительство было начато в первые годы ХIХ в. Представляет собой конструкцию из свай и морских валунов. Проект инспектора гавани Пиллау Г. Хагена. Защищает от нагона воды, выполняет роль причала и в то же время позволяет прогуливаться вдоль пролива. Ранее на бульваре находились памятник Великому курфюрсту (в 1913–1944 гг.) и пушки из африканских колоний.

Молы, Северный (1883 г.) в Балтийске и Южный (1887 г.) на Балтийской косе, были заложены на естественных мелях для защиты внешнего рейда от песчаных заносов вдоль береговых течений. Свайно-каменные конструкции. Южный мол начали строить вместе с береговой стенкой косы в середине ХVIII в. На молах находятся светящие навигационные знаки. (Е. Ш.)


Кафедральный Свято-Георгиевский Морской собор (бывшая реформатская кирха)

Image:035-0-049.JPG Находится на ул. Адм. Кузнецова, д. 3 (пересечение ул. Адм. Кузнецова и ул. Головко). Здание реформатской кирхи построено в 1866 г. в неоготическом стиле, почти не пострадало во время Второй мировой войны. Передано Русской Православной Церкви в 1991 г.; в 1992 г. храм был освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, при храме была организована воскресная школа. С 2001 г. в Морском соборе как храме Балтийского флота находится частица мощей святого праведного воина Феодора Ушакова. (Е. Ш.)


Сооружения начала ХХ в.

Image:035-0-050.JPG Отличительным признаком этих сооружений было разнообразное применение декоративной штукатурки для цветового выделения профилированных и других фронтальных плоскостей на общем краснокирпичном массиве строений.

Комплекс казарм пехотных и артиллерийских частей, построен в 1904–1915 гг. для размещения личного состава Пиллауского гарнизона. Сейчас — штаб военно-морской базы. Объект Минобороны РФ. Находится на пр. Ленина, д. 1.

Здание школьного комплекса, построенного в 1906 г. Находится на пересечении ул. Красной Армии и ул. Кронштадтской. Объект Минобороны РФ.

Здание суда, построено в 1903 г. С 1959 г. в нем размещается музей Балтийского флота. Находится по ул. Кронштадтской, д. 1. Объект Минобороны РФ.

Дом пастора бывшей кирхи "Мария — Меересштерн" (совр. д. 2 по ул. Чехова), построен в 1910 г. В нем расположена часовня Римско-католического прихода Пресвятого Имени Марии. (Е. Ш.)


Водонапорная башня

Image:035-0-051.JPG Находится на пр. Ленина, д. 63. Элемент новой водопроводно-канализационной системы в Пиллау. Построена в стиле конструктивизма в 1927 г. по проекту архитектора Г. Хоппа. Одна из четырех водонапорных башен Пиллау. (Е. Ш.)


Лоцманская башня

Находится на ул. Головко. Построена в 1936 г. для обеспечения безопасного движения судов по проливу. Сегодня выполняет те же функции, называется Пунктом рейдовой службы. Объект Минобороны РФ.


Памятники советского и постсоветского периода

Image:036-0-052.JPG В. И. Ленину, бронза, гранит. Установлен в 1960 г., находится на пр. Ленина. Работа архитектора Максимова (вероятно, К. М. Максимова).

Петру I, медь, выколотка. Высота 3,35 м. Установлен в 1998 г. на Морском бульваре; скульпторы В. М. Бартенев и И. А. Минин.

Императрице Елизавете Петровне, бронза, бетон, морской камень. Высота конной статуи — 4,65 м, общая высота — 13 м. Установлен в 2003 г. на Морском бульваре. Скульптор Г. В. Франгулян. (Е. Ш.)


Мемориальные объекты Второй мировой войны

Image:036-0-053.JPG Image:036-0-055.JPG В городе — три братских могилы времен Второй мировой войны. На мемориальных плитах увековечены имена четырех Героев Советского Союза, погибших в боях за Пиллау и косу Фрише-Нерунг (совр. Балтийская коса).

Братская могила на ул. Красной Армии. Памятный знак (скульптурная группа из двух воинов) на захоронении появился практически сразу после окончания войны. Первые работы по его благоустройству проводились уже в 1950–1951 гг. В дальнейшем памятный знак неоднократно подновлялся, сохраняя первоначальный вид. Была обустроена небольшая площадь, установлены мемориальные плиты.

Братская могила на ул. Киркинесской (пос. Севастопольский, бывш. Камстигаль). Памятный знак (бетонная стела) появился в начале 1950-х гг. В дальнейшем проводились работы по обустройству, устанавливались мемориальные плиты. В 2001 г. за памятным знаком было произведено перезахоронение останков с первоначального воинского кладбища на горе Прохладной (бывш. Швальбенберг). В 2010 г. это захоронение было оконтурено, установлена памятная доска.

Братская могила в пос. Коса. Памятный знак (бетонная плита) появился в середине 1970-х гг. В дальнейшем проводились работы по обустройству, устанавливались мемориальные плиты.

Также в городе находятся: два братских захоронения на городском кладбище, три индивидуальных воинских захоронения на городском кладбище, единичное воинское захоронение Великой Отечественной войны в лесу, интернациональное воинское кладбище на Северном молу и памятный знак погибшим военнопленным лагеря Шталаг 1 А (Stalag 1A). (Е. Ш.)