Домново
(до 1947 г. Домнау, Domnau), поселок в Правдинском районе Калининградской области. Прина длежит к числу "утраченных городов". Замок Домнау был основан в начале ХIV в., поселение получило городское право в 1400 г. После Второй мировой войны город утратил городской статус — с 1947 г. пос. Домново Правдинского района.
Город в XIV — начале ХХ в.
Вид на рыночную площадь. Начало XX в. Вид на евангелическую кирху Около 1300 г. в естественно защищенной местности, где стояла прусская крепость, Тевтонский орден заложил замок для охраны пересекавшихся в этом месте дорог из Кёнигсберга в Шиппенбайль (совр. Сенпополь, Польша) и из Фридланда в Прейсиш-Эйлау. В 1335–1349 гг. в замке размещалась резиденция орденского наместника, а с 1334 г. и до самой секуляризации ордена в 1525 г. был центром каммерамта Домнау.
В XIV в. вокруг орденского замка вырос лишке, в 1321 г. в нем уже была кирха, а в 1400 г. поселение получило Кульмское городское право (документ был утрачен, и в 1480 г. права были подтверждены комтуром Бранденбурга Конрадом фон Эглофштейном). В документах 1484 г. и 1595 г. город по-прежнему имел старое прусское название Доминав, в 1652 г. назывался Доминау, а впоследствии получил немецкое название Домнау.
Расположенный на двух холмах город застраивался неравномерно в форме прямоугольника. На более высоком холме в 1400 г. возвели новую кирху, к 1406 г. построили школу. Существует предположение, что бoльшая часть замка разрушена в 1458 г. во время войны ордена с Польшей и Прусским союзом. Во время военных действий жители городов Бартенштайн (совр. Бартошице, Польша), Фридланд и Шиппенбайль напали на Домнау, который оставался верен Тевтонскому ордену, и полностью его сожгли.
В 1469 г., после окончания Тринадцатилетней войны (1454–1466 гг.), город достался в уплату долгов предводителю наемных войск франконскому рыцарю Конраду фон Эглоффштайну. На озере, расположенном на юго-западе города, новый владелец приказал насыпать искусственный остров и на нем заложил замок, вокруг которого в течение XVII–XVIII вв. появились новые постройки. Впоследствии владельцы замка неоднократно менялись. Последним из них был граф Кальнайн.
Шестнадцатый век принес городу традиционные для Средневековья проблемы — войны и пожары. В 1520 г., во время войны с Польшей, Домнау захватили, разграбили и сожгли поляки. Ко второй половине XVI в. Домнау восстановили и заселили. Однако в 1571 г. его постигло очередное несчастье — сильный пожар уничтожил весь город вместе с замком и кирхой.
В ХVI в. портретная галерея жителей Домнау пополняется замечательными людьми. В 1554–1560 гг. в городе жил проповедник Каспар Хеннебергер, который вел летопись и занимался картографией. В 1590 г. в Домнау родился "творец церковных песнопений" Георг Вайссель. В 11 лет он начал обучение в Кёнигсберге: сначала постигал знания в школе, а в 1608–1611 гг. изучал теологию в университете. Затем продолжил учебу в Виттенберге, Лейпциге и других городах. В 1614–1617 гг. Вайссель был ректором школы во Фридланде, а с 1623 г. — пастором кирхи Альтроссгартен в Кёнигсберге. Вайссель был известен как автор текста около двадцати церковных песен; этот разносторонне одаренный человек умер в 1635 г. в Кёнигсберге.
Почти за 100 лет город горел трижды: в 1659 г, в 1681 и в 1776 гг. До 1780 г. в Домнау никогда не насчитывалось более тысячи жителей, но уже по переписи 1782 г. здесь проживало 1002 человека. В 1867 г. количество горожан достигло 2023, а в 1880 г. — 2082 человек.
Присоединение Домнау в 1902 г. к железнодорожной ветке Кёнигсберг—Гердауэн не увеличило числа жителей города. Напротив, к 1910 г. численность его населения сократилась до 1910 (sic!) человек. В городе дважды в неделю (среда и суббота) проводились рыночные дни. В Домнау располагался административный суд. (А. Б.)
Домнау в годы Первой мировой войны.
Домнау был взят 27 августа 1914 г. силами конницы Хана Нахичеванского, которая двигалась в сторону Кёнигсберга. В дальнейшем в этом районе находились части 1-й гвардейской кавалерийской дивизии (генерал Н. Н. Казнаков), которые к вечеру 31 августа под напором противника отошли к Фридланду. Однако впоследствии еще некоторое время русские разведчики проникали в Домнау. Например, 4 сентября здесь оказались разъезды кирасир Его Величества. (К. П.)
Домнау в межвоенный период.
Во время Первой мировой войны в 1914 г. город был сильно разрушен, однако с помощью благотворительной организации "Берлин-Шёнеберг" к 1916 г. его восстановили (при участии архитектора М. Шёнвальда). В послевоенные годы количество жителей Домнау постепенно увеличивалось и в 1925 г. составило 1986 человек (а с пригородами 2483 человека), из них мужчин было — 1181. С конфессиональной точки зрения, население насчитывало 25 католиков, 12 иудеев, 6 атеистов. Большинство населения исповедовало евангелическую веру (не менее 2724 человек). В 1931 г. в городскую общину входили 18 пригородных населенных пунктов. Городу принадлежало 2674,3 га земли, за которую платили налог в 9,66 рейхсмарок (жилых построек было 202, хозяйственных 593). В 1939 г. население города составило уже 2990 человек (в 1933 г. — 2707); Домнау относился к району Бартенштайн правительственного округа Кёнигсберг.
К 1930-м гг. в Домнау находились молокозавод, бойня, гидроэлектростанция, мельница Шервиц, пивзавод, ратуша, административный суд, почтамт, вокзал. Кроме того, имели сь больница, школа со спортзалом, ремесленная школа, стадион. Здесь функционировал рынок, осуществлялась оптовая торговля пивом, которое поставлялось из Гердауэна и Кёнигсберга. В городе находилась евангелическая кирха. (А. Б.)
Домнау в конце Второй мировой войны.
Город Домнау 31 января 1945 г. был взят войсками 5-й армии (генерал-полковник Н. И. Крылов) при взаимодействии с соединениями 28-й армии (генерал-лейтенант И. И. Людников). В результате боевых действий город почти не пострадал. (С. Н.)
Домнау после войны.
По сведениям на конец 1946 г. в Домнау насчитывалось 109 домов. Из сохранившегося жилого фонда 75 % зданий считались пригодными для жилья и использования под учреждения.
В этот период в городе проживало 437 жителей, из которых 230 человек являлись колхозниками, 207 — рабочими и служащими. Данных о количестве немецкого населения не обнаружено. В конце 1946 г. в Домнау были организованы два колхоза — имени И. Д. Черняховского и "Победа". В этом же году начал функционировать мельзавод. В 1946–1947 учебном году в Домнау работали семилетняя школа и школа для немецкого населения. Кроме того, в городе находился детский дом (в настоящее время не существует).
В качестве возможных вариантов переименования Домнау в документах встречаются названия Черняховск и Красный Яр. Однако Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 17 июня 1947 г. Домнау был переименован в населенный пункт Домново и вошел в состав Правдинского района. По сведениям на октябрь 1947 г., в Домново проживал 571 человек, в том числе 29 немцев. (А. Б.)
История поселка Домново.
Первого июля 1950 г. колхозы имени И. Д. Черняховского, "Победа" (пос. Домново) и "Пограничник" (пос. Солдатово) были объединены. Колхоз "Победа" стал в 1951 г. первым в области колхозом-миллионером, проживавшие в Домново колхозники неоднократно удостаивались золотых медалей ВДНХ. В поселке функционировал маслосырзавод. В 1958 г. был открыт Дом культуры поселка Домново. По меркам Калининградской области, поселок был достаточно крупным — по данным на 1 января 1985 г., его население составляло 786 человек. В период экономических реформ (1992 г.) колхоз был преобразован в АОЗТ "Победа".
В настоящее время пос. Домново, наряду с 28 другими населенными пунктами, входит в состав МО "Домновское сельское поселение" Правдинского района. Численность населения муниципального образования, по сведениям на 1 января 2007 г., составляла 3316 человек, собственно в поселке Домново на 1 января 2010 г. проживает 816 человек. Значительная часть жителей поселка (около 20 %) — это переселенцы из Казахстана и других республик бывшего СССР. Более 60 % трудоспособного населения работают в Калининграде. Жилищный фонд поселка на 85 % состоит из построек довоенного периода.
На территории Домново зарегистрированы крестьянско-фермерское хозяйство "Нектар", ОАО "Птичий двор" (ферма, основана в 2002 г., первоначально специализировалась на разведении страусов, в настоящее время — бройлеров, около 2 тыс. тонн готовой продукции ежегодно), частные цеха по изготовлению мебели. Здесь функционируют культурно-досуговый центр, библиотека, Калининградская областная психиатрическая больница № 3, областная станция по борьбе с болезнями животных, средняя школа (в 2008 г. к ней была присоединена Ермаковская школа), детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, культурный центр "Герда-Мария". Хорошо сохранившаяся кирха (в советское время в ней находилось зернохранилище) была передана епархии Русской Православной Церкви в 2010 г. Среди многих достойных людей, своим трудом получивших признание среди односельчан, — Лира Николаевна Свириденко, отличник народного просвещения, почетный гражданин Правдинского района (2009). После переезда в Калининградскую область в 1948 г. она многие годы проработала учительницей Домновской школы.
Жители поселка Домново не забывают об истории своего родного места. В Домновской средней школе расположен музей истории поселка, фонды которого активно пополняются, в том числе благодаря дарам граждан ФРГ — бывших жителей Домнау. На территории поселка располагаются братские могилы русских и советских солдат, павших в 1807 и 1945 гг. В октябре 2000 г. нынешние жители Домново вместе с бывшими жителями Домнау торжественно отметили 600-летие города. (Д. М.)
Герб города Домнау
Геральдическое описание.
На червленом (красном) поле выходящая слева золотая лапа орла с серебряными когтями.
История и символика герба.
Первое известное изображение герба Домнау датируется 1440 г. и встречается на печати, поставленной под Союзным договором прусских городов в числе других печатей.
Червлень в геральдике символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе. Золото — король металлов, символизирует в геральдике знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение. Серебро — символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость. Первоначальный смысл символики герба Домнау утрачен. Возможно, птичья лапа, изображенная на гербе, была связана с культом древнепрусского божества Курхе (Курке) и на протяжении столетий трансформировалась в лапу орла. (В. Н. Б.)