Корнево

Image:118-0-200.JPG

(до 1947 г. Цинтен, Zinten), поселок в Багратионовском районе Калининградской области. Принадлежит к числу "утраченных городов". Упоминается впервые в 1290 г., городское право предоставлено не позднее 1352 г.

После Второй мировой войны утратил городской статус, став в 1947 г. поселком Корнево Ладушкинского, а позднее — Багратионовского района.

Цинтен в XIV-XVIII вв.

Водонапорная башняВодонапорная башня Цинтен был основан на месте поселения пруссов и его название произошло от прусского "Синтен". Впервые упоминается в 1290 г., но, по мнению большинства исследователей, Цинтен был основан как город в 1313 г. комтуром Бальги Генрихом фон Изенбергом (Айзенбергом).

Укрепления Цинтена состояли из вала и рвов. В юго-западной части находилась кирха, основанная в 1313 г. и носившая имена Св. Николая и Св. Барбары. В документах за 1343 г. Цинтен значился как центр одной из административно-территориальных единиц, в которую входило 80 местечек с прусским населением.

В середине XIV в. при верховном магистре Тевтонского ордена Винрихе фон Книпроде в городе были возведены новые укрепления. В 1352 г. ему вновь подтвердили Кульмское городское право (грамота от 19 ноября), так как прежняя грамота к тому времени была утрачена. В 1414 г. город захватили и сожгли поляки, 27 жителей были убиты, пострадала кирха, но город довольно быстро восстановили, а в 1417 г. здесь построили водяную мельницу, в то время важнейший промышленный объект. В перестроенном виде мельница сохранилась до наших дней. В 1437 г. впервые упоминается Цинтенская деревня, располагавшая 67 земельными наделами. В 1440 г. Цинтен присоединился к Прусскому союзу городов, выступавших против Тевтонского ордена. В 1441 г. Цинтен перешел на сторону ордена, в 1454 г. вновь вошел в состав Прусского союза и присягнул польскому королю, а через год опять попал под власть ордена — все это привело к тому, что в ходе Тринадцатилетней войны город неоднократно подвергался осадам со стороны поляков и войск Прусского союза. Нехватка денег вынудила верховного магистра в 1480 г. передать Цинтен предводителям наемных войск Ансельму и Гансу фон Теттау. Однако в 1496 г. правителем города стал епископ Помезании Иоганн.

В 1520 г. Цинтен осадили поляки. Не сумев взять город, они отступили. Однако в том же году Цинтен покинули войска верховного магистра, всю его артиллерию перевели в Бальгу, а город захватил и превратил в руины отряд из Хайльсберга (совр. Лидзбарк, Польша).

С 1526 г. Цинтен получил ироническое прозвище "заграница". Это было связано с тем, что по предписанию епископа Эрмланда (Эрмландское епископство было расположено немного южнее Цинтена и находилось под властью польской короны), некатолическое население не имело права проживать в Эрмланде постоянно, поэтому некатолики из Браунсберга (совр. Бранёво, Польша) под новый год вынуждены были на некоторое время переселяться в Цинтен.

Войны и пожары — обычные приметы повседневности позднесредневекового города. Большими пожарами отмечены 1593 и 1624 гг. В 1628 г. Цинтен заняли шведские войска, в 1629 г. они сожгли предместье города. В 1693 г. в Цинтене произошло восстание подмастерьев-суконщиков. Сукнодельческому производству и городскому совету при этом был причинен большой ущерб.

До 1716 г. в пригороде, на так называемом Польском дворе, стояла кирха Св. Анны, в которой находилось чудотворное изображение Девы Марии, сгоревшее во время пожара. Возле кирхи находился приют, основанный еще в 1399 г.; в 1550 г. герцог Альбрехт подарил ему поместье Помпикен. Пожар 1716 г. уничтожил практически весь город, кроме пригорода и складов. Сгоревшая во время пожара ратуша была отстроена вновь в 1724 г. К 1741 г. восстановлена и заново освящена кирха. По сведениям на 1740 г. в Цинтене проживало 1118 человек, к 1782 г. это число увеличилось до 1500 человек.


Город в XIX - первой половине ХХ вв.

Городская застройка. 1930-е гг.Городская застройка. 1930-е гг. Народная школа. Начало XX в.Народная школа. Начало XX в. В годы Семилетней войны город не пострадал. В 1807 г. его заняли французские войска. В 1818 г. на один год Цинтен становится центром одноименного района.

В 1831 г. в городе вспыхнула эпидемия холеры, которая унесла жизни 26 человек. В 1847 г. в Цинтене снесли последние городские ворота, использовавшиеся в качестве тюрьмы. Другие ворота разобрали еще раньше. К 1885 г. производство сукна в Цинтене прекратилось.

К 1867 г. население достигло 3177 человек. В 1898 г. через Цинтен провели железнодорожную линию Кёнигсберг — Алленштайн (совр. Ольштын, Польша), однако это не привело к значительному росту города и городского населения. К 1910 г. в Цинтене проживало 3382 человека. В городе находился суд, почта, дважды в неделю работал рынок. Невысокая плотность населения в таких небольших городах, как Цинтен, была следствием слабого развития торговли и ремесел, отсутствия местного сырья, к тому же, рост налогов тормозил развитие производства.

К 1925 г. здесь насчитывалось 3518 жителей (в том числе 1663 мужчины). По вероисповеданию население распределялось следующим образом: 3083 евангелиста, 159 католиков, 43 иудея, 14 атеистов.

В 1931 г. в городскую общину входило четыре пригородных населенных пункта. Город владел землей в количестве 1443,1 га (количество жилых домов — 360, хозяйственных построек — 959).

В 1938 г. железнодорожная линия соединила Цинтен с Хайлигенбайлем. К 1930-м гг. в городе действовали электростанция, водонапорная станция, молокозавод, фабрика по производству мыла, завод цементных изделий, кирпичный завод, лесопилка, бойня, мельница, школы, высшее женское училище, районный сиротский дом, дом для престарелых, стадион, молодежная турбаза, а также банк, сберкасса, городская типография, почтамт и два отеля — "Пеликан" и "Гленц". Здесь же располагался военный гарнизон. Религиозная жизнь Цинтена отличалась разнообразием: здесь находились евангелическая кирха и общинный дом, а также новоапостольская, баптистская и католическая капеллы, синагога. Благодаря своему лесопарку Дамерау с "Лесным замком" Цинтен приобрел известность как климатический курорт. Еще в 1933 г. население составляло 3955 человек, а к 1939 г. выросло до 5800 человек. Город входил в район Хайлигенбайль правительственного округа Кёнигсберг. (А. Б.)


Известные уроженцы Цинтена.

В Цинтене в семье владельца мельницы родился известный немецкий поэт и религиозный деятель Валентин Тило (старший) (Valentin Thilo der Altere, 1579–1620). С ранних лет проявив особые способсности, он поступил в 14-летнем возрасте в Кёнигсбергский университет (1593), в 1600 г. продолжил изучение теологии в Ростоке. В 1603 г. Тило стал пастором в Прейсиш-Эйлау, после чего служил диаконом в Альтштадтской кирхе Кёнигсберга до смерти. Автор многих церковных песнопений, он также известен благодаря сыну — профессору риторики в Кёнигсбергском университете Валентину Тило (младшему). В ХIХ в. в Цинтене в еврейской учительской семье родился художник и искусствовед Артур Галлинер (Arthur Galliner, 1878–1961). С 1898 г. Галлинер учился в Берлине, потом в университете Франкфурта-на-Майне (изучал историю искусства, и германистику). Преподавал в том же университете во Франкфурте; с 1939 г. жил в эмиграции в Англии. (И. Д.)


Цинтен в конце Второй мировой войны.

Бои за Цинтен, бывший ключом к выходу на залив Фришес-Хафф, оказались среди самых затяжных во всей Восточно-Прусской операции: 36-й гвардейский стрелковый корпус (генерал-лейтенант П. К. Кошевой) подошел к окраинам Цинтена еще 10 февраля 1945 г. Упорные встречные бои продолжались до 24 февраля, когда немецкие войска наконец покинули город. За предыдущие заслуги и за действия под Цинтеном летчица-штурмовик лейтенант Т. Ф. Константинова получила звание Героя Советского Союза. Штурмуя 21 февраля позиции немецкой артиллерии, Т. Ф. Константинова уничтожила 4 орудия и до 15 солдат и офицеров. (С. Н.)


Цинтен после войны.

Город был на 80–85 % разрушен, населения не было, находилась только погранкомендатура. Сохранилась мельница, которая после ремонта могла эксплуатироваться. В октябре 1946 г. упоминается кирпично-черепичный завод. Осенью того же года здесь был организован колхоз имени В. М. Куйбышева.

До официального переименования Цинтен имел несколько вариантов нового названия: Баграмянск, Шаумян, Пограничный. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 17 июня 1947 г. Цинтен был переименован в населенный пункт Корнево и вошел в состав Ладушкинского района (с декабря 1962 г. — в состав Багратионовского района). К октябрю 1947 г. в поселке числилось 315 жителей, в том числе 17 немцев. (А. Б.)


История поселка Корнево.

Image:120-0-204.JPG В 1946 г. вблизи поселка расположился военный городок, в связи с чем значительную часть населения составляли военнослужащие и члены их семей. В 1950–1957 гг. поселок был частью колхоза им. М. И. Калинина, с 1958 г. — центральным поселком колхоза "Корневский" (с 24 декабря 1992 г. — АОЗТ "Корневское"). В настоящее время населенный пункт является центром муниципального образования "Корневский сельский округ". На территории поселка располагаются средняя школа и амбулатория. Сегодня в Корнево не так много следов прошлого. Кирха ХVIII в. сильно пострадала во время Второй мировой войны; в течение советского периода ее разбирали на кирпичи, к настоящему времени остался руинированный западный фасад здания. Объект культурного наследия местного значения — братская могила советских воинов, погибших в феврале 1945 г. (1980 г.; архитектор А. В. Марков, скульптор В. Ф. Боровской; захоронено более 2500 человек). (Д. М.)


Герб города Цинтена

Геральдическое описание.

Image:120-0-kornevo.JPG В лазоревом (голубом) поле выходящие из серебряной мурованной с зубцами оконечности две скрещенные наклоненные серебряные башни с червлеными (красными) шатровыми крышами. Между башнями золотая, смотрящая прямо голова быка (тура).


История и символика герба.

Первое известное изображение герба Цинтен датируется 1440 г. и было помещено на печати, поставленной под Союзным договором прусских городов в числе других печатей. Лазурь (голубой, синий) — цвет красоты, мягкости и величия. Червлень в геральдике символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе. Серебро — это символ благородства, откровенности, чистоты, невинности и правдивости. Золото — король металлов, символизирует в геральдике знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение. Бык в геральдике всегда трактовался как символ плодородия; стена символизирует твердыню, оплот, а башня — опору, надежность, крепость духа. Существует такая трактовка символики герба: христианский город, лежащий в краю диких туров, которые прежде были объектом охоты и почитания. (В. Н. Б.)