Железнодорожный

Image:086-0-140.JPG

(до 1946 г. Гердауэн, Gerdauen), поселок городского типа в Правдинском районе Калининградской области. Принадлежит к числу "утраченных городов". Упоминается в 1257 г., городское право получено в 1398 г.; с 1947 г. — поселок; в 1946–1962 гг. — административный центр Железнодорожного района Калининградской области. После ликвидации последнего потерял статус райцентра и вошел в состав Правдинского района. С 2004 г. находится в составе муниципального образования "Городское поселение Железнодорожное", которое, в свою очередь, входит в состав МО "Правдинский район". Расположен в 76 км к юго-востоку от областного центра, в 23 км от районного центра Правдинска, на р. Стоговка — р. Железнодорожная (бассейн р. Преголя), в непосредственной близости к государственной границе с Республикой Польша. Через Железнодорожный проходит автодорога областного значения: А-196 (Калининград—Правдинск—Крылово).

Гердауэн

Рождение средневекового города.

Вид Рыночной площади (западная сторона). Начало XX в.Вид Рыночной площади (западная сторона). Начало XX в. Вид на Рыночную площадь и кирху. 1910 г.Вид на Рыночную площадь и кирху. 1910 г. Территория в районе будущего Гердауэна была заселена в IX–XII вв. и принадлежала жителям прусской земли Барта. Здесь, по преданию, находилась крепость прусского вождя Гирдава (Girdawe), который перешел на сторону завоевателей после вторжения Тевтонского ордена на земли Барты. Во время Великого прусского восстания, начавшегося в 1260 г., крепость была осаждена пруссами. Чтобы не сдавать крепость противнику, Гирдав сам поджег ее, после чего бежал в Кёнигсберг. Позднее на месте сожженной крепости орден начал строительство замка. Есть сведения о том, что уже в 1315 г., когда шли строительные работы, в нем проживал комтур.

В 1325 г. при комтуре Кёнигсберга Генрихе фон Изенберге (Айзенберге) строительство было завершено. Реку Омет1, отделявшую замок от города, перекрыли плотиной, в результате чего образовалось озеро Банктинзее. Озеро окружало город с трех сторон. К этому времени комтурство Гердауэн было упразднено и замок получил статус резиденции пфлегера; управляющим замком стал пфлегер Иоганн фон Виннунген. На холме, юго-западнее орденского замка, образовалось поселение, которому верховным магистром Конрадом фон Юнгингеном 21 сентября 1398 г. было дано городское право. В соответствии с Кульмским правом за городом закреплялся земельный участок в 120 гуф (2043,6 га).

Название нового города, как и замка, вероятно, происходило от имени прусского вождя Гирдава; в XVI в. оно видоизменилось на Гирдавен, а в XIX в. стало звучать как Гердауэн.

Становление Гердауэна происходило типичным для средневековой Европы образом. В 1404 г. в городе насчитывалось 60 дворов, в 1406 г. была построена городская стена. Позднее в северо-восточном углу городской стены была построена кирха. Рядом с замком находился орденский фольварк, который позднее получил название Киндерхоф. В 1409 г. в Гердауэне открылась школа. В 1398–1407 гг. северо-западнее замка было основано новое поселение Нойендорф. Впоследствии фольварк и Нойендорф вошли в черту города. Население нового города формировалось за счет переселенцев, в том числе из других прусских городов: в 1428 г. в Гердауэн из Норденбурга переселились монахи-доминиканцы.

Закат Тевтонского ордена отразился на судьбе города. В 1455 г., в период Тринадцатилетней войны, Гердауэн был временно захвачен войсками Прусского союза и Польши. Орденский замок был частично разрушен. Слабеющий орден передал в 1469 г. в качестве оплаты предводителю орденских наемников рыцарю Георгу фон Шлибену замок и город Гердауэн, и после этого многие столетия они находились во владении представителей рода фон Шлибен.


Город в Новое время.

Крайсхаус (ратуша). Начало XX в.Крайсхаус (ратуша). Начало XX в. Северная часть Рыночной площади. 1930-е гг.Северная часть Рыночной площади. 1930-е гг. Вид на Гердауэн через озеро БанктинзееВид на Гердауэн через озеро Банктинзее В 1525 г. после секуляризации ордена и провозглашения лютеранства официальной религией Прусского герцогства доминиканский монастырь в Гердауэне был упразднен. Современный Железнодорожный считается "визитной карточкой" довоенной Пруссии, но в нем нет следов Средневековья: сильные пожары 1585, 1637 и 1665 гг. уничтожили практически весь город. Половина жителей Гердауэна умерла во время эпидемии чумы (1709–1710 гг.).

В 1708 г. король Фридрих I даровал Гердауэну право проводить ярмарки. Город постепенно восстанавливается (на 1729 г. в нем проживало 813 человек, а к 1782 г. уже — 1600), и в 1809 г. получает освобождение от ленной зависимости Шлибенов. В этом же году по королевскому указу в Гердауэне была проведена четвертая Прусская ярмарка, а в 1818 г. город стал центром одноименного района.

При этом несколько меняется вид города: еще до XVIII в. на озере Банктинзее образовался плавающий остров, основанием которого служила травяная масса, покрытая земляным слоем, достигавшим 1,5 м. Со временем остров прирос к берегу. В 1819 г. западная часть озера была спущена, на его месте образовался луг.

Вторая половина ХIХ в. приносит новые перемены в жизнь горожан: Гердауэн (в 1867 г. в нем уже проживает 2861 человек) становится транспортным узлом. В 1871 г. железная дорога связала Гердауэн со станцией Ротфлис (близ совр. гор. Бискупец, Польша), в следующем году — с Алленштайном (совр. Ольштын, Польша), в 1898 г. железнодорожное сообщение протянулось до Норденбурга (совр. пос. Крылово Правдинского района), а в 1901 г. и до Лёвенхагена (совр. пос. Комсомольское Гвардейского района). К началу ХХ в. Гердауэн приобрел все признаки типичного восточнопрусского города: его население составило 3025 человек (1910 г.), здесь действовали школьная инспекция, административный суд и почтовое отделение, дважды в неделю (в среду и субботу) осуществлялась рыночная торговля. Незадолго до войны в Гердауэне было построено несколько зданий по проектам известного немецкого архитектора Ф. Хайтмана.

В период Первой мировой войны в результате боевых действий 9 сентября 1914 г. в Гердауэне было разрушено 75 жилых домов и столько же служебных зданий. Кирха сохранилась чудом. Восстановление города осуществлялось по проекту архитектора Хайнца Штоффрегена. Средства были выделены Немецким строительным союзом, правительством Веймарской республики и некоторыми западногерманскими городами. В качестве прототипов для заново возведенных домов и проложенных улиц были взяты некоторые кварталы Будапешта и Берлин-Вильмерсдорфа.

Тем не менее, население города постепенно росло: в 1915 г. оно увеличилось до 4339 человек, из них 2107 мужчин. С точки зрения конфессиональной принадлежности, в основном это были евангелисты — не менее 4183 человек (также в городе жило 59 католиков, 12 иудеев и 18 атеистов).

Тридцатые годы ХХ в. — последний период в мирной жизни гердауэнцев. В 1931 г. в городскую общину входило 20 пригородных населенных пунктов, во владении города было 5017,3 га земли. Жилых домов насчитывалось 355, хозяйственных построек втрое больше — 1054. К 1933 г. население города выросло до 4801 человека. В эти годы экономику Гердауэна развивали машиностроительная фабрика, пивзавод, лесопилка, замковая мельница и другие промышленные объекты. Водоснабжение осуществлялось с помощью насосной станции и водонапорной башни. Городской облик формировали различные ведомства: ратуша, административный суд, финансовое управление, Дом сельского хозяйства, почтамт, районная больница, городская реальная и сельскохозяйственная школы, дом для престарелых, спортивная площадка и теннисный корт, Дом культуры, два отеля — "Королевский двор" и "Империя", а также еврейский культурный центр. Большую роль в развитии города сыграл архитектор К. Рихерт. В городе выходила своя газета ("Гердауэнер цайтунг"). Наряду с евангелической кирхой имелась и католическая капелла. Гердауэн являлся пограничным городом, где располагались пограничные и таможенные службы. На 1939 г. население города составило 5118 человек; Гердауэн был центром одноименного района (правительственный округ Кёнигсберг).

Среди знаменитых уроженцев Гердауэна — писатель и государственный деятель Т. Г. фон Гиппель (Старший), его племянник и друг Э. Т. А. Гофмана Т. Г. фон Гиппель (Младший). В окрестностях города родился писатель и государственный деятель В. Штепутат. (А. Б.)


Гердауэн в конце Второй мировой войны.

Уже 26 января 1945 г. соединения 28-й армии (генерал-лейтенант А. А. Лучинский) вели упорные бои на подступах к Гердауэну. В результате, к исходу дня войска армии продвинулись на отдельных участках на расстояние до 5 км. На следующий день, прорвав оборону противника, 28-я армия развила наступление и, овладев Гердауэном, продвинулась к вечеру 27 января на расстояние до 30 км, выйдя к реке Алле (Лаве). (С. Н.)


Сразу после войны.

Вторая мировая война не нанесла городу особого ущерба, но в связи с перекройкой государственных границ вместо активного железнодорожного узла он превратился в один из окраинных уголков области. Правда, в октябре–ноябре 1945 г. в Гердауэн была передислоцирована Таурагенская таможня (переименована в Гердауэнскую). К концу 1946 г. в городе насчитывалось около 400 зданий жилого, производственного и хозяйственного назначения. По данным на ноябрь 1946 г., в Гердауэне числилось 460 жителей, в том числе 238 немцев, а к концу года количество населения увеличилось до 760 человек (из них 178 немцев). В городе функционировала железнодорожная станция, работу которой обеспечивали около 250 рабочих и служащих. При станции действовали перевалочные базы пункта областной конторы "Заготзерно", универсалторга, промкооперации, МТС, а также военные склады. Работал молокозавод с производственной мощностью до 100 тонн зерна в сутки; были организованы швейная и сапожная мастерские промартели "Смычка".

В 1946–1947 учебном году в Гердауэне была открыта начальная школа. По данным на апрель-май 1947 г., здесь работали больница и магазин. Канализационная и водопроводная сети еще не были восстановлены.

Начинался новый этап в истории города. (А. Б.)


Железнодорожный

Послевоенные будни поселка.

Фрагмент исторической застройки. 1960-е гг.Фрагмент исторической застройки. 1960-е гг. Здание кирхи. 1960 г.Здание кирхи. 1960 г. Фахверковая историческая застройка. 1964 г.Фахверковая историческая застройка. 1964 г. В послевоенный период населенному пункту, в силу его периферийного положения, было отказано в праве именоваться "городом". Он был отнесен к категории "рабочих поселков". Правда, указом Президиума Верховного Совета РСФСР 25 июля 1947 г. ему все же был передан в подчинение район, включавший 5 сельских Советов и 41 населенный пункт. Свое же советское название райцентр получил в том же 1947 г. Надо сказать, что первоначально поселок планировалось назвать Комсомольском (во многих ранних документах даже фигурирует это название), но, видимо, победило осознание особой привязанности данного населенного пункта к железной дороге. Ведь в нем по-прежнему функционировала железнодорожная станция, на которой в 1947 г. трудилось 250 рабочих и служащих. Ветка не только тянулась в Польшу, но и создавала единственную возможность железнодорожного сообщения Правдинска с Калининградом, Советском, Черняховском.

В июле 1947 г. в Железнодорожном проживало 994 человека (сведений о численности немецкого населения в документах не обнаружено). На тот момент в число действующих промышленных предприятий вошли молокозавод, швейная, сапожная, столярная, слесарная мастерские промысловой кооперации и начавший функционировать в 1947 г. пивоваренный завод (официальная дата создания предприятия — 1946 г., образован на месте известной немецкой пивоварни "Киндерхоф"; главным пивоваром на заводе в послевоенные годы был немецкий специалист). Не стоит забывать о появлении на территории населенного пункта пограничной заставы и таможенного поста.

Первыми учреждениями и организациями, открывшимися на территории Железнодорожного, стали средняя школа, больница на 25 мест, амбулатория. Здесь же в 1947 г. разместились советские органы государственного управления — действовавшие параллельно районный и поселковый исполкомы. Обе структуры будут существовать одновременно до ликвидации района и, соответственно, райисполкома в 1962 г.

К слову сказать, местные власти все же предпринимали попытки повысить статус Железнодорожного до "города районного подчинения", каждый раз действуя по одной и той же схеме: поссовет обращался с просьбой в исполком райсовета, а райисполком — в облисполком. Областные власти трижды (в 1949, 1951 и 1952 гг.) обращались в Президиум Верховного Совета РСФСР с просьбой изменить статус населенного пункта, и каждый раз безуспешно. Вместе с тем, на фоне других городов и рабочих поселков области Железнодорожный выглядел весьма неплохо. В 1949 г. здесь уже функционировали производства: пивоваренный завод, работавший на полную мощность с числом занятых на нем рабочих и служащих в 160 человек, молокозавод, маслозавод, лесхоз, мебельная, швейная, кожевенная, колбасная, кондитерская мастерские райпромкомбината и артелей "Бытовик" и "Возрождение"; железнодорожная станция с паровозным депо, перевалочный пункт "Заготзерно", база "Сельхозснаба", райтоп, райпищекомбинат, райпо и отделение ОРСа Литовской железной дороги.

Социальную, культурную и бытовую инфраструктуру поселка составляли гостиница на 30 мест, баня, Дом культуры на 500 мест, кинотеатр "Спартак" на 300 мест, библиотека, средняя школа № 1, районная больница на 60 мест, районная амбулатория на 8 кабинетов, аптека, детские ясли и детский сад (оба — на 30 мест). В число торговых организаций, помимо нескольких продовольственных и промтоварных лавок, входили специализированный книжный магазин и кафе районного потребительского общества. В поселке действовало уличное освещение с 30 световыми точками. Железнодорожный вступал в новый этап своей истории.


Железнодорожный в 1950–1980-х гг.

Вид на кирху через озеро. 1968 г.Вид на кирху через озеро. 1968 г. Фрагмент городской застройки. 1967 г.Фрагмент городской застройки. 1967 г. Во втором послевоенном десятилетии начал работать кирпичный завод, появилась своя ремонтно-строительная контора, позволившая ускорить восстановление жилищного фонда. Коллектив Железнодорожного маслозавода по итогам всесоюзного соревнования за третий квартал 1951 г. был удостоен второй премии ВЦСПС и Министерства мясной и молочной промышленности СССР.

Мирная жизнь налаживалась — поселок хорошел на глазах. В 1957–1959 гг. проведена работа по озеленению поселка, построена купальня на озере и детская площадка. В 1957 г. на братской могиле 345 советских воинов, погибших в январе 1945 г., установлен памятник.

По данным Всероссийской переписи населения, на 15 января 1959 г. в Железнодорожном проживало 3,4 тыс. человек — чуть меньше, чем в Гердауэне перед войной.

В 1960-е гг. рабочий поселок дважды переподчинялся райцентрам. В связи с укрупнением районов области в 1962 г. Железнодорожный район был ликвидирован, а сам рабочий поселок передан в подчинение сначала Черняховску, но уже на следующий год — Правдинску, войдя, таким образом, в состав Правдинского района.

Появлялись и новые социально-культурные объекты. В 1963 г. был открыт новый кинотеатр на 230 мест, в 1964 г. — противотуберкулезная больница на 100 коек (закрыта в 1972 г.), в 1967 г. — новый Дом культуры на 400 мест, в 1968 г. — музыкальная школа, в 1971 г. — специализированный магазин обуви…

Решением облисполкома в 1969 г. утвержден проект детальной планировки поселка, разработанный институтом "Ленгипрогор". Он предусматривал увеличение населения до 4,5 тыс. (этого не произошло и до сих пор) и этажность потенциальной застройки в 2–3 этажа. По состоянию на 1 января 1966 г. в поселке, площадь которого составила 5,9 кв. км, проживало 3,5 тыс. человек.

Площадь Железнодорожного не изменится и в 1970-е гг. А вот численность его населения именно в это десятилетие достигнет своего "пика". Так, согласно переписи 1979 г., в поселке проживало 4 тыс. человек (далее этот показатель начнет плавно понижаться, уже по переписи 1989 г. население составит 3 246 человек). Это же десятилетие было отмечено и строительством в центральной части поселка новых домов, появлением специальной школы № 11, Дома пионеров. Однако новых промышленных производств на территории поселка создано не было. Правда, маслодельный завод стал филиалом Правдинского сырзавода, освоив при этом выпуск сыров (на нем было занято около 70 человек). Продукция же пивоваренного предприятия стала своеобразным продовольственным брендом Калининградской области, известным всей Прибалтике. По мнению знатоков, пиво "Жигулевское", производимое Железнодорожным пивзаводом, было одним из лучших вариантов данной марки. Славились и выпускаемые прохладительные напитки. На местном кирпичном производстве было занято самое большое количество работающих — 182 человека (по состоянию на 1973 г.).

В 1980-е гг. в экономике Железнодорожного наметились некоторые трудности: устаревало оборудование пивзавода, постепенно снижался уровень производства кирпича и т. д. Еще более усугубят ситуацию, в итоге практически погубив старейшие производства, грядущие перестроечные и постперестроечные годы.


Железнодорожный в 1990–2000-х гг.

Здание бывшей кирхи. 1986 г.Здание бывшей кирхи. 1986 г. Доска в честь 600-летия города. Центральная площадьДоска в честь 600-летия города. Центральная площадь Административное задниеАдминистративное задние Православная церковьПравославная церковь Фрагмент ветхой городской исторической застройки. 2011 г.Фрагмент ветхой городской исторической застройки. 2011 г. В 1990-е годы, как и везде по стране, в маленьком Железнодорожном происходят события, существенно влияющие на жизнь этого поселка. В 1991 г. вместо исполкома Железнодорожного поселкового Совета народных депутатов была образована поселковая администрация, которую возглавил В. С. Соловьёв. Практически все предприятия в это десятилетие акционировались, но это не помогло им удержаться на плаву в условиях набирающей обороты рыночной экономики. В 1992 г. акционировался "Железнодорожный маслосырзавод" (АООТ, впоследствии филиал ОАО "Молоко"). В 1993 г. через эту процедуру прошел и пивзавод, став акционерным обществом открытого типа, неоднократно после этого сменив хозяев и окончательно свернув производство к концу десятилетия. Слава местного пивоварения ушла в небытие. Акционировался кирпичный завод, превратившись в АОЗТ "Сириус" (существует ныне как ООО "Сириус", не выделяясь большими объемами производства). Снижалась потребность в железнодорожных перевозках: это привело к тому, что в последующем десятилетии жизнь местной станции практически замрет.

И в то же время именно в 1990-е гг. приграничный Железнодорожный становится более открытым. Протянулась ниточка связи с его бывшими жителями, проживающими в Германии, да и калининградцы внезапно обратили свои взгляды на этот своеобразный заповедник недоразрушенного прошлого, где сумели сохраниться не просто отдельные строения, а крупные (правда, сильно поврежденные Первой мировой войной и годами социалистического хозяйствования) фрагменты подлинной средневековой застройки. Аура, открытая в Железнодорожном в 1990-х гг., привела к тому, что у группы художников, архитекторов и людей искусства возникла идея организовать на местной старой водяной мельнице художественную коммуну. На пути к реализации этого проекта было проведено несколько интересных художественных акций, выполнен эскизный проект реконструкции и проведен субботник по очистке мельницы от хлама. Проект не был осуществлен по разным причинам, в том числе ввиду сложности с приобретением здания.

Появился в Железнодорожном в 1990-е гг. и свой православный храм — в честь Трех Святителей Московских, который был обустроен на первом этаже обычного дома (при нем возник православный досуговый центр), что обозначило начало возрождения духовной жизни в поселке.

В начале третьего тысячелетия Железнодорожному удалось слегка приблизиться к своему прежнему — "городскому" — статусу. С 2004 г. в составе муниципального образования "Правдинский район" появляется "Городское поселение Железнодорожное", состоящее из поселка городского типа Железнодорожный и еще 30 сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией. А в следующем году были избраны первый глава МО "Городское поселение Железнодорожное" В. А. Белорусский и председатель Совета депутатов — И. В. Михальцевич. Устав муниципального образования был утвержден в том же 2005 г. Сегодняшний Железнодорожный не может похвастаться особыми темпами развития. Промышленная составляющая его жизни замерла. Фактически не функционирует ни одно из бывших градообразующих предприятий. Местная экономика ныне представлена небольшими по объему выпускаемой продукции предприятиями — ООО "Сувенир Сервис", ООО "Килшик", лесхозом (деревообрабатывающая промышленность), филиалом ОАО "Молоко", ООО "Сириус" (выпуск кирпича) и ЧП "Марби" (производство кормов). В сфере дорожного строительства работает филиал Калининградского областного унитарного предприятия ДЭП-2. Кроме этого, на территории городского поселения функционируют 3 сельскохозяйственных предприятия и 6 крестьянско-фермерских хозяйств. В области торговли работает 27 стационарных торговых точек (из них 21 — в самом Железнодорожном), 3 точки общественного питания. Бытовые, ритуальные услуги оказывают 2 индивидуальных предпринимателя.

Социальная и культурная сферы жизни поселка представлены поликлиникой (на 90 посещений в смену), культурно-досуговым центром (созданным в результате реорганизации ранее существовавшего городского Дома культуры), Домом детского творчества (бывший Дом пионеров), поселковой библиотекой, музыкальной школой, средней общеобразовательной школой, детским садом, государственным оздоровительным учреждением "Специальная (коррекционная) школа-интернат № 11 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", областной школой-интернатом № 6 санаторного типа, спортивным клубом "Бартия". Новости городского поселения находят отражение на страницах районной общественно-политической газеты "Верный путь", редакция которой располагается в Правдинске. Своей газеты у Железнодорожного нет. Произошли изменения и в жизни православных Железнодорожного: в 2007 г. было начато строительство нового храма — в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла; в 2010 г. храм был освящен епископом Балтийским Серафимом по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (в связи с постройкой новой церкви действовавший ранее храм Трех Святителей Московских был упразднен).

Кроме этого, на территории городского поселения размещен ряд федеральных объектов: таможенный пост, погранзаставы (пос. Железнодорожный и пос. Крылово), имеется недействующий пограничный переход "Железнодорожный—Михалково" и т. д.

Согласно паспорту муниципального образования, на сегодняшний день на территории поселка городского типа Железнодорожный проживает 3,1 тыс. человек (по другим данным, 2,9 тыс.). Среди известных уроженцев Железнодорожного — врач Е. Б. Волков, педагог Т. Н. Вострухина, ученые А. Н. Тарасов и М. С. Шмаков.

Местная инженерная инфраструктура характеризуется высоким износом жилищной сферы и отсутствием природного газа. Имеется прямое автобусное сообщение Калининград—Железнодорожный, кроме этого существуют и другие маршруты, проходящие через населенный пункт: Черняховск—Правдинск, Калининград—Озёрск, Гвардейск—Правдинск. Железнодорожного пассажирского сообщения на сегодняшний день не имеется.

Тот, кто попадал в Железнодорожный, никогда не оставался равнодушным к этому поселку-городку. По сути, это единственное место в области, где сохранилась комплексная довоенная застройка, изрядно, правда, обветшалая и продолжающая разрушаться. И фахверковые здания, и остатки орденского замка, приспособленного в XIX в. под имение, и руины кирхи XIV в., и замковая мельница, и просто старинные кривые улочки с бюргерскими домами, и даже более поздние "приобретения" — брусчатка с железными пластинами-полозьями для конных повозок в районе вокзала, и здание пивоваренного завода — все это вполне может претендовать на роль туристической изюминки. А с учетом того, что относительно недалеко от Железнодорожного можно увидеть уникальное для Калининградской области строение — Мазурский шлюз, становится понятно, почему в любом довоенном путеводителе по Пруссии непременно имелось несколько экскурсионных маршрутов, проходивших через этот город.

На настоящий момент на территории городского поселения Железнодорожного существует 7 объектов культурного наследия регионального значения. Кроме руин замка и кирхи, это здания первой половины ХХ в. (ратуша, районное управление, почтамт, замковая мельница). На ул. Коммунистической, д. 39 находится здание больницы, построенное известным архитектором Ф. Хайтманом (ныне в здании размещается школа-интернат № 6). В Железнодорожном много впечатляющих сооружений начала ХХ в., хотя привлекает и поражает этот поселок прежде всего следами Средневековья. (В. Е.)


Герб городского поселения Железнодорожного

Геральдическое описание.

Image:093-0-ZHeleznodorozhnyy1.JPG Щит пересечен на два серебряных поля, разделенных тонкой червленой линией; в первом поле — червленые готические ворота без створ в виде двух островерхих башен, с двумя подобными стропилам арками, между которыми — третья такая же башня, видимая только выше соединения арок; под арками ворот — серебряные святые апостолы Петр и Павел в лазоревых длиннополых одеяниях, с золотыми нимбами, держащие золотой ключ, в столб ушком вниз, бородкой влево; в правой руке апостола Павла золотой, упирающийся в землю, меч; в левой руке апостола — прижатая к груди золотая книга: во втором черный с золотыми копытами скачущий конь, сопровождаемый слева вверху и справа внизу червлеными шестилучевыми звездами. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца.


История и символика герба.

1440 г.1440 г. 1925 г.1925 г. В качестве геральдического символа МО "Городское поселение Железнодорожное" в 2007 г. была утверждена современная реконструкция исторического герба восточнопрусского города Гердауэна (автор: Г. М. Лерман, графика Т. Л. Глушковой). Его геральдическое описание гласило: в серебряном поле червленые готические ворота без створ в виде двух островерхих башен, стоящих на подножии, с двумя подобными стропилам арками, между которыми — третья такая же башня, видимая только выше соединения арок; под арками ворот — серебряные святые апостолы Петр и Павел в лазоревых длиннополых одеяниях, с золотыми нимбами, держащие золотой ключ, в столб ушком вниз, бородкой влево; в правой руке апостола Павла золотой, упирающийся в землю, меч; в левой руке апостола — прижатая к груди золотая книга. В 2009 г. был утвержден новый герб МО "Городское поселение Железнодорожное", соединивший исторические гербы Гердауэна и Норденбурга (совр. Крылово). Теперь щит пересечен, старый герб Гердауэна с изображением святых первоверховных апостолов Петра и Павла, держащих ключ от врат в Царствие Небесное, расположен в верхней части, а внизу — скачущий в синем поле черный конь, сопровождаемый двумя шестилучевыми звездами (герб Крылово-Норденбурга). Герб утвержден Герольдией РФ в 2010 г.

Факт постройки замка Гердауэн лег в основу сюжета для печати города, первый сохранившийся экземпляр которой известен нам с первой половины XV в. На экземпляре печати, приводимой Ф. А. Фоссбергом, только апостол Петр держит ключ. По сообщению О. Хуппа (1896 г.), известна также печать ХV в., на которой ключ дан в руки обоим апостолам. На основании этого он и создает свой герб, ставший последним вариантом дошедшего до нас герба Гердауэна. К. Бекхерн также изображает в своем гербовнике второй половины XIX в. двух святых, держащих ключ вместе (правда, они стоят на фоне объединенного единой аркой портала). Наиболее удачная современная прорисовка герба имеется в книге Х. Дембски (1992). Во всех вариантах герба лица апостолов были не проработаны. В современном варианте герба была проведена детальная проработка лиц апостолов, причем за основу была взята печать Гердауэна, впервые появившаяся под городскими документами XV в.

Герб Железнодорожного произошел от вышеуказанного изображения на городской печати. Существенное отличие сложившегося герба от печати состоит в том, что на печати только апостол Петр держит ключ от райских врат, а на гербе он держит его вместе с Павлом. Апостолы довольно часто изображены в паре и каждый со своим атрибутом: Петр — с ключом, а Павел — с мечом. Меч в руках Павла — это орудие его великомученической казни, и в то же время это и "меч духовный" — меч слова Божия (этот же символический меч мы видим выходящим из облаков по направлению к солнцу в старинном гербе –Тапиау). Апостол Петр в гербе Железнодорожного держит ключ и написанное им Евангелие.

Известный российский историк А. Л. Рогачевский в своей работе "Учредительная грамота г. Гердауэна" объясняет происхождение ворот герба символическим прочтением строк Евангелия от Иоанна, где говорится от лица Христа: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…" (Ин 10: 9). Эти слова, начертанные, кстати, над входом в Кёнигсбергский кафедральный собор (1333 г.), дополнительно раскрывают символику герба. Таким образом, можно сделать вывод о том, что замок, а вслед за ним и город Гердауэн, горожане воспринимали как "твердыню веры" (что подчеркивается мечом в руке апостола Павла).

Арки готических ворот герба, словно язычками пламени, покрыты так называемыми "краббами" — это зачатки раскрывающихся листьев. Раскрывшись, эти листья составляют "крестоцвет" на вершинах готических арок. Они символизируют листья "древа Иессеева" — генеалогического древа Иисуса Христа. Две боковые башни герба олицетворяют собой столпы христианской веры — Новый и Ветхий заветы. Священную Троицу символизируют в гербе три шпиля. Высший (центральный) элемент символизирует Христа Спасителя.

В символизме христианской церкви цвету придавалось огромное значение, и его использование регулировалось тщательно составленными правилами. Белый или серебряный обозначал жизнь, чистоту, невинность, радость и свет, божественность и само христианство (это — поле Железнодорожного); красный (ворота герба) — страдание и смерть Христа и Его святых, а также божественную любовь, кровь; голубой (одежды святых) — состояние богоподобности; золотой (нимбы и атрибуты святых) — славу, плодотворность и доброту, божественность, подвиг христианского мученичества. (Г. Л.)


Достопримечательности

Замок Гердауэн

Image:095-0-159.JPG Строительство было начато в 1315 г. комтуром Гердауэна Иоганном фон Виннунгеном по приказу комтура Кёнигсберга Генриха фон Изенберга (Айзенберга). В день Святых Петра и Павла в 1325 г. замок был торжественно освящен. Замок находился в западной части вытянутого по верхней части холма укрепления. Эта сторона холма была укреплена подпорной стеной из огромных валунов. Форбург находился в восточной части. Замок имел один флигель, вытянутый с севера на юг. По легенде, замок получил название Киндерхоф ("детский двор") в память о семи незаконнорожденных детях, появившихся на свет у жены хозяина замка во время его отсутствия (по ее приказу детей должны были утопить, но муж, узнав об этом, вернул их в замок).

Детальной информации по замку Гердауэн недостает. Это было вытянутое по верхней части холма укрепление размерами приблизительно 135?46 м. В более широкой западной части мог располагаться форбург с двумя большими каменными флигелями. В южном флигеле размерами 46?15 м, имевшем как минимум три этажа, находились подвалы с цилиндрическими сводами. Восточный флигель предположительно такой же этажности располагал подвалами со сводчатыми потолками. Сам замок (хохбург) находился в западной части. Он состоял из одного флигеля размером 26?13 м, вытянутого с запада на восток. Это было традиционное трехэтажное строение со стенами толщиной 2 м. Замок был окружен пархамом, вероятно, имел башню данцкера с севера над ручьем, огибающим замок с севера и востока. Западная часть холма была укреплена подпорной стеной из огромных валунов.

Со второй половины ХV в. замок принадлежал семейству Шлибенов, к 1672 г. он был заброшен и начал постепенно разрушаться. В 1833 г. крепость продали Конраду фон Ромбергу, сын которого, Макс, в 1872 г. снес средневековые строения и построил на месте замка жилой дом (1874 г.) — родовое имение семейства Альфреда фон Янсона в 1882–1945 г. От орденского замка сохранились лишь старые подвалы и небольшой флигель в западной части. В усадьбе находились ценная библиотека с книгами XVII в. и большая коллекция картин XIX в., которая впоследствии была утрачена. После 1945 г. жилой дом был снесен, а в 1947 г. в бывшей каретной разместилась ветеринарная лечебница. В конце 1970 г. в почти разрушенном здании снимался фильм "Долгие версты войны" киностудии им. А. П. Довженко. Подвалы обрушились в 2001 г., сохранившийся флигель ветшает год от года. В середине 2000-х гг. были проведены предварительные реставрационные комплексные научные исследования (Ю. И. Забуга, О. И. Васютин, С. В. Медведев). (М. Б.)


Замковая мельница

Image:095-1-158.JPG Построена вместе с замком в 1325 г. (совр. адрес — ул. Черняховского, д. 31а). Сооруженное в ней водяное колесо для привода в действие мельничных жерновов простояло до 1905 г. После того как в начале XIX в. здесь была установлена турбина, мельница производила до 15 тонн муки высшего сорта в течение суток. Продукция вывозилась в Польшу, Литву и Германию. Во время Второй мировой войны здание не пострадало, а после ее окончания мельница функционировала еще довольно длительное время. С 1980-х гг. здание начало ветшать: исчезли кованые ворота, витые лестничные пролеты, оборудование. В настоящее время — в частном владении. (М. Б.)


Здание пивзавода

Как и замок, получил название Киндерхоф (совр. адрес — ул. Пивзаводская, д. 1). В начале 1870-х гг. при бароне К. фон Ромберге были построены трехэтажная солодовня, здание котельной, холодильная станция, подвальные помещения бродильни и склада готовой продукции. В 1881 г. Альфредом фон Янсоном производство было еще более расширено. В 1896 г. было построено здание конторы, в 1900 г. переоборудована солодовня, смонтировано новое оборудование для розлива пива и новое холодильное оборудование, создан цех для производства бочек. К 1718 г. замок имел 50 пивоваренных заводов, из которых к 1939 г. осталась лишь одна пивоварня "Brauerei Kinderhof". В конце 1930-х гг. была запущена линия для розлива в бутылки не только пива, но и лимонада. Пивоварня производила 60 000 гл пива и 40 000 гл фруктовых напитков и лимонадов. После 1945 г. завод продолжил свою работу. Его пиво было известно во всей Прибалтике в 1960–1970-е гг. Сейчас пивной завод "Киндерхоф" пришел в упадок; а в начале XXI в. здание пережило пожар. (М. Б.)


Здание ратуши (Крайсхауса)

Image:096-0-160.JPG Построено в первой половине XX в. Находится на ул. Коммунистической, д. 32. Сразу после окончания Второй мировой войны в здании обосновалась средняя школа, в 1950-х гг. — детский дом (приют), а с начала 1970-х гг. до 2011 г. — школа-интернат № 11 для детей-сирот. (М. Б.)


Парк "Железнодорожный"

Заложен около 500 лет назад как замковый. Расположен на холме по северо-восточному берегу озера. С одной стороны склон холма выложен камнем; имеются рядовые и аллейные посадки, хорошо выражена тропиночная сеть. В видовом составе парка преобладают лиственница, сосна крымская, сосна обыкновенная, тсуга канадская, ель обыкновенная, ель колючая, дуб черешчатый, дуб красный, бук лесной, вяз обыкновенный, граб обыкновенный, каштан конский, клен остролистный, явор, липа мелколистная, липа крупнолистная, липа войлочная, липа темно-зеленая, ясень зеленый, ясень пенсильванский. Из кустарников — жимолость, лещина, бузина черная. В травяном покрове преобладают сныть и гравилат городской. (М. Б.)


Братская могила советских воинов, погибших в январе 1945 г.

Мемориал по ул. Черняховского. Создан в 1957 г. (ремонтно-реставрационные работы проведены в 2003 г.) По центральной оси прямоугольной в плане площадки — бетонная стена с барельефами воинов. Слева и справа от стены полукругом стоят две бетонные тумбы с мемориальными досками. Количество захороненных — 345 человек. (В. Е.)


Кирха

Image:096-2-157.JPG Приходская кирха (совр. адрес — ул. Первомайская, д. 1). была построена во второй четверти ХV в. без хоров, ее площадь — 43,5?17,2 м, высота башни — 42 м. Ризница и притвор находились с юга. Северная стена кирхи не имела окон — она выполняла функции городской стены. Внутри был деревянный расписанный потолок. Орган был изготовлен мастером И. И. Мозенгелем из Кёнигсберга в 1690 г. Кафедра и алтарь датированы 1729 г. В 1913 г. в башне был сильный пожар. В 1914 г. кирха была повреждена во время боевых действий. Вторая мировая война не нанесла ущерба зданию, однако после 1961 г. была нарушена черепица и прогнили стропила, от этого черепица и часть восточного фронтона рухнули. Началось разрушение кирпичной кладки. К 1990 г. сохранились только башня и стены кирхи, частично притвор и ризница. С юго-запада был пристроен пункт приема стеклотары. В конце 1990 г. кирха была законсервирована. В 1992–1998 гг. в ней впервые за послевоенный период проводились реставрационные работы при немецкой финансовой поддержке. Были выполнены работы по консервации фундамента, башни и ризницы, установлена металлическая винтовая лестница в башне. Но работы по реставрации вскоре были приостановлены. (М. Б.; В. Е.)