Мазурский канал
Мазурский канал, гидротехническое сооружение, бывший судоходный канал, соединяющий бассейн реки Преголи и Мазурские озера (Польша). Предназначался изначально для перевозки грузов в Кёнигсберг, порты Куршского залива, позже и для туризма. Инициатором строительства канала выступил обер-президент Восточной Пруссии И. фон Домхардт. В 1776 г. прорыто 50-километровое ложе, по которому вода пошла самотеком. К 1781 г. русло заболотилось, береговые насыпи начали разрушаться. В 1862 г. разработан проект обновления канала со строительством шлюзов. Практические работы начались в 1908 г., к 1922 г. их свернули. Вторая модернизация канала началась в 1934 г., но не была закончена. С 1908 г. по 1942 г. построено 10 шлюзов. Сегодня 5 шлюзов расположены на территории Калининградской обл., 5 — в Польше. В ходе Второй мировой войны использовавшийся в качестве рубежа обороны канал сильно пострадал. После 1945 г. проект был признан нерентабельным, бесперспективным. Канал пришел в упадок, произошло его частичное заболачивание. Общая длина (с польской частью) 50,4 км, разница в уровнях начала и конца канала составляет 111 м, ширина по зеркалу воды до 23 м, по дну 11–13 м, глубина 2,5–3 м. В области шлюзы в разрушенном состоянии можно увидеть в пос. Озерки Вольные, Дружба, в районе пос. Новобийское.