Торговля
Торговля. В апреле 1945 г. для организации торговли на занятой советскими войсками территории Восточной Пруссии создан военторг. В сентябре 1945 г. начал работу "Балтрыболовпотребсоюз". К январю 1946 г. функционировали управления, отделы рабочего снабжения при трестах, предприятиях, на Литовской железной дороге. Для упорядочения снабжения населения, проживавшего в Особом Военном округе, в феврале-июне 1946 г. действовало Управление уполномоченного Министерства торговли СССР, затем его функции были переданы областному отделу торговли (управлению торговли). В мае 1946 г. организован областной универсальный торг, в июне 1947 г. — Облпотребсоюз. С 1947 г. в области действовали промышленные базы "Главтабак", "Главсоль", "Главрастжирмасло", "Главмясомолсбыт", "Главрыбсбыт", "Главсахар", две базы областной конторы всесоюзного объединения "Заготзерно", база "Главлегсбыт". В связи с созданием баз снабжение торговой сети, осуществлявшееся до этого через продовольственный отдел армии, стало производиться областным отделом торговли. В этом же году проведена первая выставка советской торговли. Для контроля за качеством товаров в июле 1948 г. организовано бюро товарных экспертиз. В 1948–1950 гг. в области сформировалась фирменная торговая сеть трестов мясной, молочной промышленности, "Рыбсбыт", "Союзтабакторг", "Главликерводка", "Росглавхлеб", "Электросбыт". Население обслуживали 29 рынков. К концу 1940‑х гг. торговая сеть области в основном сложилась. Однако магазины были размещены в неприспособленных помещениях, плохо оборудованы. В большинстве из них не было подсобных помещений, площадь торговых залов не соответствовала нормативам, отсутствовали витрины. Остро стояла проблема кадров. В 1946 г. для подготовки специалистов открыт Калининградский техникум советской торговли. Позднее к нему добавился учебно-курсовой комбинат. В 1950‑е гг. ликвидированы отделы рабочего снабжения на большинстве промышленных предприятий; магазины оснащались холодильным оборудованием, была создана сеть специализированных магазинов; в средних, специальных школах открыты буфеты. В 1960–1970‑е гг. заработали магазины самообслуживания, сначала хлебные, потом продовольственные, промтоварные; появились магазины, производившие доставку продуктов на дом, магазины с отделами предварительных заказов, промтоварные магазины с открытой выкладкой товаров и продажей их по образцам, магазины, имевшие столы раскроя тканей. Широкое распространение получили ярмарки-продажи промышленных, продовольственных товаров, выставки-продажи. С 1959 г. развивалась торговля в кредит. В систему торговли области входили Калининградские горпродторг, горпромторг, горхлебторг, горпродовощторг, Калининградская контора "Гастроном", Калининградский трест столовых и ресторанов, горторги Гвардейска, Немана, Гусева, Советска, Черняховска, торгово‑закупочная база, Калининградский городской оптово‑розничный плодоовощной совхоз, школа торгово‑кулинарного ученичества. В Калининграде появились фирменные магазины по торговле рыбной продукцией "Дары моря", "Океан", магазин "Янтарь". В 1975 г. создано торговое предприятие — универмаг "Маяк" с филиалами "Детский мир", "Аккорд", "Радуга". В 1982 г. открылся фирменный магазин "Мода" при швейном объединении, магазин "Колос" для торговли хлебобулочными изделиями. Специализированные магазины продавали технически сложные электробытовые машины, приборы, радиотовары. Оптовую торговлю осуществляли конторы "Росбакалея", "Росмясомолторг", "Запрыбсбыт", сеть торговых баз "Росхозторг", "Росгалантерея", "Рособувьторг", "Росторгодежда", "Ростекстильторг", "Росглавпищеснабсбытсырье", торгово‑закупочная база управления торговли. Розничную торговлю в области вели 11 местных торгов, областной потребительский союз, отделы рабочего снабжения, контора "Торгтортранс", 2 конторы "Курортторга", ювелирторг, облкниготорг, 2 магазина конторы "Запрыбснаб", магазины военторга. С целью развития детского технического творчества была создана сеть специализированных магазинов, в т. ч. "Юный техник", "Сделай сам", проведена выставка технического творчества. В 1987 г. созданы метрологическая служба, обеспечивавшая единство, точность измерений; лаборатория коньюктуры и спроса. В настоящее время сфера торговли представлена частными предприятиями. Существуют сети продуктовых магазинов Групп компаний "Виктория", "Седьмой Континент", "Вестер", "Копилка", сети магазинов, салонов цифровой техники "Диксис", "Евросеть", "Связной", "Эльдорадо", "АЛЛО" (см. "Вестер"), "ИНФО Компьютеры" (см. "Вестер"), бытовой техники "Техновыгода", "Максимус" (см. "Вестер"). В торговых сетях реализуется широкий ассортимент товаров, услуг, компьютеризировано расчетно-кассовое обслуживание, действуют системы скидок, в т. ч. по персональным картам клиентов. Значительная часть торгового оборота осуществляется мелкооптовыми рынками, небольшими магазинами, торговыми точками специализированных предприятий (АО "Молоко" и др.).