Светлый

Image:238-0-447.JPG

город Калининградской области, возникший в советское время на месте деревень Пайзе (Peyse) и Циммербуде (Zimmerbude). С 1947 г. имел статус рабочего поселка, с 1955 г. — города (в административном подчинении Калининградского городского Совета депутатов трудящихся), с 1963 г. — города областного подчинения. Ныне является административным центром муниципального образования "Светловский городской округ". Расположен в западной части Калининградской области (29 км от областного центра) на северном берегу Калининградского залива Балтийского моря, а точнее — на северном побережье Калининградского морского судоходного канала, являющегося важнейшей транспортной артерией региона. Ближайшие города — Калининград, Балтийск, Приморск. Имеется железнодорожная станция "Балтийский лес", налажено хорошее автотранспортное сообщение с областным центром. Основу отраслевой структуры экономики составляют рыбодобыча и рыбопереработка, а также судоремонт, обслуживание и снабжение рыболовецкого флота, портовые услуги.

Циммербуде

Поселок в ХVII-ХIХ вв.

На низком песчаном берегу в непосредственной близости от залива располагалась большая рыбацкая деревня Циммербуде. В древности ландшафт залива выглядел в этом месте несколько иначе: в заливе имелись большие острова; один из них (длиной около 2,5 км) находился напротив Циммербуде. Вблизи этого песчаного острова, который позднее был размыт волнами залива, любекские колонисты, четко осознавшие значение этого места, намеревались выстроить большой город. О его основании 31 декабря 1242 г. в городе Торне (совр. Торунь, Польша) велись переговоры между представителями ордена и города Любека.

В источнике середины ХV в. поселковое укрепление обозначается как крепость Кемрау (Cerauwe, Cemrowe) — это и есть первое упоминание Циммербуде или Циммерпуден (Zimmerpuden; последнее имя, вероятно, появилось из-за того, что в этой богатой лесами местности заготавливалось дерево для строительства крепостей на заливе). Циммербуде принадлежит, таким образом, к числу тех немногих мест Замланда, которые обязаны своим именем немецкой колонизации.

В Цемрове располагалось епископское имение, которое в качестве лена епископ Георг фон Поленц во время секуляризации обменял на часть деревни Полепен, принадлежавшую Освальду фон Таубенхайму. Аристократическая семья Таубенхаймов владела Циммербуде до 1661 г. В 1669 г. имение было передано гувернеру будущего короля Фридриха I Эберхарду фон Данкельману (1643–1722), который, став позднее первым министром в Бранденбурге, сыграл значительную роль в истории прусского государства. Данкельман, однако, вскоре вернул имение, оно было объединено с администрацией домена Капорн (Kaporn) и носило некоторое время имя Капорн-Циммербуде. В начале ХVIII в. в нем проживало 12 крестьян и много рыбаков, которые, однако, могли ловить рыбу только для собственного потребления. Несмотря на это ограничение, рыболовство было, по всей видимости, в течение веков основной профессией местных жителей. Бывший замок и имение уже давно скрылись под водами залива, но предание о них, как отметил историк О. Шлихт, еще долго продолжало жить в памяти местных жителей.


Поселок в первой половине ХХ в.

Общинная капелла в Пайзе. 1920-е гг.Общинная капелла в Пайзе. 1920-е гг. С 1901 г. Циммербуде представлял собой вместе с соседними деревнями Неплекен (совр. пос. Харьковское в составе Светлого; не существует как самостоятельный населенный пункт) и Пайзе (при общей численности примерно 1500 жителей) собственную церковную общину, так как в Циммербуде перенесли церковь из Меденау (совр. пос. Логвино Зеленоградского района). Была в общине своя школа с тремя классами обучения.

Число жителей Циммербуде неуклонно росло, составив в 1820 г. 388, в 1844 — 460, в 1858 — 634, в 1905 — 797, а в 1919 г. — 742 человека. (А. А. Б.)


Циммербуде в конце Второй мировой войны.

За 16 апреля 1945 г. 43-я армия (генерал-лейтенант А. П. Белобородов) с боями продвинулась до 6 км вдоль северной части побережья залива Фришес-Хафф. В течение дня советские войска овладели Циммербуде и рядом близлежащих населенных пунктов. Проблемой для наступавших оказалось преодоление лесистой местности в районе. К 22.00 того же дня войска армии вышли к району гавани Фишхаузена. Также большую активность в районе Циммербуде проявил Балтийский флот. Ранее двумя группами бронекатеров были обстреляны оборонительные позиции под Циммербуде и атакованы плавсредства в порту. Днем 16 апреля севернее Циммербуде был высажен усиленный стрелковый батальон. (С. Н.)


Пайзе

Пайзе: вид с дюны. 1920-е гг.Пайзе: вид с дюны. 1920-е гг. Кирха Циммербуде. 1920-е гг.Кирха Циммербуде. 1920-е гг. Рыболовецкие суда вблизи Пайзе. 1920-е гг.Рыболовецкие суда вблизи Пайзе. 1920-е гг. Здание школы в Циммербуде. 1920-е гг.Здание школы в Циммербуде. 1920-е гг. В непосредственной близости от залива Фришес-Хафф (совр. Калининградский залив) на самом большом песчаном полуострове была расположена рыбацкая деревня Пейзе (Пайзе). От фишхаузенского городского леса ее отделяла высокая песчаная дюна. Первоначально место называлось Пельземотер, также Пельземот. Этот населенный пункт, должно быть, имел совсем небольшое значение, так как в 1306 г. епископ Самбийский Бартоломеус дал пруссу Войко право на освоение местности, называемой в народе "Пойзорт" (то есть местность у леса Пойз). Это название леса впервые встречается в грамотах об основании города Фишхаузен от 1305 г., откуда оно перешло в название населенного пункта, расположенного у этого леса. Производные имени встречаются в позднейших документах: Пайз, Повс, Пойц, Пойз, Певез, Певзен и Певс, наконец, еще в начале 1920-х гг. размещенный около Циммербуде дорожный указатель показывал путь в Пойзе (по свидетельству О. Шлихта).

Сотни лет Пайзе влачил жалкое существование, которое он разделял со многими поселениями Замланда, поскольку возможности для жизни и заработка в одиноко стоящей деревне были скудными. Рыбакам было чрезвычайно тяжело вести борьбу за свое существование, и их положение представлялось почти трагичным из-за множества несчастных случаев, которые случались во время работы в заливе и море.

В середине ХIХ в. начались зимние грузовые перевозки по льду залива из Кёнигсберга в Пиллау, что послужило первым поводом для улучшения условий жизни в деревне. Дальнейшее улучшение произошло благодаря строительству Кёнигсбергского морского канала. Хорошее пароходное сообщение с Кёнигсбергом сделало Пайзе местом летнего отдыха кёнигсбержцев. Удачное местоположение деревни открывало в этом отношении хорошие перспективы. Строительство морского канала придало всей местности абсолютно другой внешний вид, преобразило ее — со временем местечко Пайзе стало самым гостеприимным из расположенных на берегу залива поселков.

Как и прежде, рыболовство имело главное значение для жителей этих мест, тем более что именно здесь оказалась возможной рыбная ловля в открытом море (для чего в начале 1920-х гг. было приобретено нескольких моторных ботов). С повышением благосостояния увеличивалось и число жителей Пайзе. Если в 1831 г. было всего 209 жителей, то в 1844 — 305, в 1858 — 361; после строительства канала число выросло до 630 в 1899 г., а в 1919 г., согласно переписи, составило 592 человека. Перед началом Второй мировой войны (по данным 1939 г.) население Пайзе достигло 2196 человек. Населенный пункт Пайзе относился к району Замланд (правительственный округ Кёнигсберг). (А. А. Б.)


Светлый

Начало советской истории: от поселка к городу.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 17 июня 1947 г. в составе Приморского района Калининградской области был образован сельский Совет с центром в населенном пункте, который назывался Светлое (бывший Циммербуде; лишь с 1955 г. в документах появляется наименование "Светлый"). В 1949 г. он получил статус "рабочего поселка", в его черту был включен населенный пункт Комсомольский (бывший Пайзе), а Светловский сельсовет преобразован в поссовет и передан в административное подчинение Балтийскому горсовету. Первым руководителем поссовета был фронтовик Ф. Н. Теряев.

Впрочем, с административной подчиненностью Светлого не могли определиться долго. Поскольку вскоре Балтийск был отнесен к пограничной полосе, поселок Светлый в 1952 г. был вновь передан в подчинение Приморскому району. Это было чрезвычайно неудобно, так как расстояние от Светлого до районного центра Приморского района (Зеленоградска) было в 2,5 раза больше, чем до областного центра, да и ездить туда приходилось через Калининград. Поэтому в том же 1952 г. Светлый был передан в подчинение Калининградскому горисполкому, приобретя тем самым статус "рабочего поселка пригородной зоны Калининграда".

Вторая мировая война для Светлого закончилась в апреле 1945 г., значительных разрушений на его территории не было. Расположение населенного пункта на берегу судоходного морского канала определило промышленную инфраструктуру будущего города: рыболовство, рыбообработка, пищевая промышленность, судоремонт, грузоперевозки, портовое обслуживание и т. д. Сразу же после войны здесь появились первые промышленные предприятия. С момента организации в июне 1945 г. районного управления "Кёнигсбергэнерго" в его состав вошла тепловая электростанция "Пайзе" (1939 г. постройки). Пуск ее первого турбогенератора состоялся в марте 1947 г.

В сентябре 1945 г. на берегу морского канала был основан небольшой рыбзавод, состоявший из двух цехов — доработки рыбы и временного цеха горячего копчения. В 1947 г. на его базе создан Светловский рыбоконсервный комбинат, а на основе мастерских, занимавшихся мелким ремонтом судов, — судоремонтная база Балтгосрыбтреста Министерства рыбной промышленности западных районов СССР. Так что с первых лет существования Светлого в нем закипела настоящая рабочая жизнь. Постепенно формировалось население будущего города: по оргнабору приезжали рабочие разных специальностей, строители, рыбаки; с Волги, Дона, Каспийского и Азовского морей прибыли первые рыбаки-колхозники, создавшие в ноябре 1947 г. будущий знаменитый рыболовецкий колхоз "За Родину".

И, конечно, не обошлось без строителей. В 1949 г. было образовано Светловское СМУ, в 1950 — Балтийское (позже они объединятся в СМУ-3 и далее — в знаменитую ПМК-327, по существу, построившую город).


Город в 1950–1980-х гг.

Вид на корпуса Светловского рыбоконсервного комбината и электростанцию. 1960-е гг.Вид на корпуса Светловского рыбоконсервного комбината и электростанцию. 1960-е гг. Светлый: чайки-фонари на проспекте. 1960-е гг.Светлый: чайки-фонари на проспекте. 1960-е гг. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 6 октября 1955 г. рабочий поселок Светлый был преобразован в город.

В 1950 г. Совет Министров СССР утвердил технический проект реконструкции рыбоконсервного комбината (с 1951 г. — Балтийского рыбоконсервного комбината). В это же самое время рыболовецкий колхоз "За Родину" успешно освоил морской лов. Более того, в 1956 г. его рыбаками был совершен важный шаг — первый выход в Северное море. С этих пор колхоз стал добывать не только салаку и треску, но и североморскую сельдь. В 1955 г. судоремонтная база Балтгосрыбтреста была переименована в Светловский судоремонтный завод с подчинением Главрыбсудстрою Министерства рыбной промышленности СССР. С этого времени на заводе начались работы по переоборудованию судов — по сути, новое судостроение.

В эти же годы в Светлом ведется активное строительство. В 1951 г. открыта больница; в 1955 г. завершено строительство новой поликлиники, гастронома № 59, магазина по продаже промтоваров. Через год открыт колхозный рынок, а еще через год введен в эксплуатацию Дом культуры энергетиков. Кроме него, уже действовал клуб колхоза "За Родину". Система народного образования включала начальную и среднюю школы (причем, первая была открыта еще в 1946 г., семилетней она стала в 1948 г., средней — в 1953 г.). Число учащихся возросло с 300 человек в 1950–1951 учебном году до 1,1 тыс. в 1959–1960 учебном году. Кроме того, работала вечерняя школа рабочей молодежи.

Решением облисполкома в 1958 г. утвержден первый генеральный план застройки Светлого. В январе 1959 г. в Светлом проживало около 7 тыс. человек, т. е. по сравнению с довоенными Циммербуде и Пайзе численность населения выросла в разы.

В 1959 г. произошло объединение светловских рыбакколхозов. Объединенный колхоз ("За Родину") стал обладателем быстрорастущего флота, для которого требовалось большое количество высококвалифицированных специалистов. В Светлом работали опытнейшие промысловики — Герой Социалистического Труда Г. К. Прокус, кавалеры ордена Ленина А. А. Кожевников, М. С. Беспалов и В. Н. Бородацкий. С начала 1960-х гг. суда светловского рыбакколхоза начали вести промысел в Атлантическом океане у берегов Америки, Испании, Исландии, в Норвежском море.

На Балтийском рыбоконсервном комбинате в 1962 г. был введен в эксплуатацию опытно-показательный цех по выпуску рыбных консервов из сельди, бланшированных в масле и обжаренных в томатном соусе. Светлый стал "родиной" продукции, пользовавшейся спросом далеко за пределами региона.

В 1966 г. создано еще одно из градообразующих предприятий — Межколхозная производственная база, занимавшаяся организацией обработки в порту судов всех рыболовецких колхозов области, отвечала за их ремонт и снабжение. Позже на ней будет создан цех по ремонту орудий лова.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 1 февраля 1963 г. город Светлый был отнесен к категории городов областного подчинения — Светловский городской Совет депутатов трудящихся стал подчиняться непосредственно Калининградскому областному Совету депутатов трудящихся. С 1963 г. в Светлом появился городской комитет КПСС, а в подчинение Светловскому городскому Совету депутатов трудящихся были переданы Приморск и поселки, находившиеся в его административном ведении. Тогда же были образованы суд и прокуратура Светлого.

В 1960-е гг. заметно изменился облик города, сформировалась удобная и комфортная для проживания среда. На 1 января 1960 г. здесь насчитывался 601 жилой дом общей площадью 58 тыс. кв. м (для сравнения: в 1954 г. — 422 дома общей площадью 26,8 тыс. кв. м). С момента образования города было построено 115 новых жилых домов. В эти годы наконец-то была решена давняя проблема — отсутствие канализации и водопровода. Были построены водонапорная башня, центральная водопроводная и канализационные сети. Много внимания было уделено грамотному озеленению города, восстановлению мелиоративной системы и дорожному строительству.

В 1963 г. был создан комбинат бытового обслуживания, на следующий год построено новое здание для Светловской средней школы № 1. По состоянию на 1 января 1966 г. на территории города проживало 11,5 тыс. человек. Имелось две школы, библиотека, больница на 60 мест, ясли-сад, музыкальная школа. В 1966 г. открылось профессионально-техническое училище по подготовке рабочих-судоремонтников.

В 1968 г. по типовому проекту был построен кинотеатр "Буревестник" на 600 мест; открылся универмаг "Атлантик", по размерам уступавший лишь универмагу "Маяк" в Калининграде. Через год введена в строй новая городская больница на 120 коек с родильным отделением.

В 1971 г. на главных улицах города установлены новые светильники дневного света оригинальной конструкции, которые закрепили в городском ландшафте Светлого образ чайки, перешедший впоследствии в его герб. Через год на живописном берегу канала раскинулся новый Парк культуры и отдыха; построили новый детский комбинат — ясли-сад на 280 мест. Через четыре года открылся ресторан "Пирс". Не случайно Светлый нередко становился лидером по уровню благоустроительных работ, причем не только в областном масштабе: в 1966 г. город награжден Почетной грамотой Министерства коммунального хозяйства РСФСР, через два года занял первое место среди городов европейской части РСФСР, а в 1971 г. — второе место в республиканском конкурсе, в 1973 г. получил второе место и юбилейную грамоту Министерства ЖКХ.

Население здесь увеличивалось достаточно быстрыми темпами. Так, по состоянию на 1 января 1970 г. число его жителей приближалось к 15 тыс. человек, а общегородская площадь выросла до 17,2 кв. км. Большая часть трудоспособного населения Светлого была занята на основных промышленных предприятиях, которые в этот период успешно развивались. К 1974 г. хозяйство рыбколхоза "За Родину" (одного из двух крупнейших рыболовецких предприятий страны) насчитывало 35 судов океанического флота, 30 единиц мелкого моторного флота, совершенные орудия лова. В эти годы светловские рыбаки осуществляли освоение отдаленных районов океанического промысла, а также выпуск готовой продукции прямо на судах.

Постоянным участником ВДНХ в эти годы являлся рыбоконсервный комбинат (позже, в 1987 г., он будет награжден переходящим Красным знаменем ЦК КПСС и Совета Министров СССР с занесением на Всесоюзную Доску почета на ВДНХ СССР). Его мощность в 1970-е гг. составила 180 тыс. центнеров пищевой продукции в год. Ежегодно выпускалось до 30 млн условных банок консервов. Свыше ста наименований продукции были широко известны в стране и за ее пределами. Судоремзавод сделал новый шаг в своем развитии, перейдя к ремонту крупнотоннажных судов промыслового флота — РТМ типа "Тропик" и "Атлантик".

Светлый в эти годы также "отличился" самой высокой в области плотностью телефонизации. В 1978 г. здесь была сдана в эксплуатацию новая автоматическая телефонная станция на 3 тыс. номеров. Ее емкость была в три раза выше старой, а в 1979 г. была установлена еще тысяча номеров.

Наличие судоходного канала, автотранспортного и железнодорожного сообщения Светлого с областным центром всегда благотворно сказывалось на развитии города (несмотря на то, что железнодорожное пассажирское пригородное сообщение себя не оправдывало с экономической точки зрения). Восьмидесятые принесли новые положительные изменения в этом направлении. В 1982 г. на морском канале началось строительство станции расхождения судов. А в канун 1983 г. был открыт путепровод, соединивший центр Калининграда и пос. Александра Космодемьянского, что позволило улучшить транспортное сообщение между Калининградом и Светлым на этом отрезке пути.

К январю 1983 г. в городе имелись следующие предприятия и организации: судоремонтный завод, Балтрыбокомбинат, рыболовецкий колхоз "За Родину", Межколхозная производственная база, ГРЭС-2, ПМК-327, железнодорожная станция "Балтийский лес", цех № 8 Рижского производственного объединения "Эра", цех № 2 Клайпедского завода "Запреммаш", комбинат "Стройконструкция", тепличный комбинат, баня, городская больница, 3 поликлиники (городская, детская, зубопротезная), аптека, два профтехучилища (ГПТУ-13 и 14), две средних школы, школа рабочей молодежи, 8 детских дошкольных учреждений (включая ведомственные), Дом пионеров, Школа искусств, Дом спорта судоремзавода, кинотеатр "Буревестник", 7 продовольственных магазинов, 7 промтоварных магазинов, кафе, два ресторана, 4 столовых и др. В период перестройки (1985–1991 гг.) Светлый оставался городом областного подчинения, ему, в свою очередь, подчинялся в административном отношении Приморск (в 1963–1994 гг.). Численность населения самого Светлого приближалась к 19 тыс. человек (1989 г.), общегородская площадь по-прежнему составляла 17,2 кв. км. И в эти годы город продолжал развиваться как промышленный спутник Калининграда. Работали предприятия, велось строительство новых — комплексной береговой базы обслуживания морских работ объединения "Калининграднефтегазпром", грузового района Калининградского речного порта, теплично-парникового комбината, экспериментального завода Западного речного пароходства.


Город в 1990–2000-х гг.

ЭлектростанцияЭлектростанция Городской рынокГородской рынок Док судоремзаводаДок судоремзавода Дом спортаДом спорта Универмаг "Атлантик"Универмаг "Атлантик" Вид на городскую площадьВид на городскую площадь В 1991 г., как и всюду по стране, управление городами перешло к местной администрации (мэрии), структура которой была утверждена решением малого Светловского горсовета. Главой администрации в 1991–1994 гг. работал О. Г. Маклыгин. До октября 1993 г. представительным органом являлся Светловский городской Совет народных депутатов. Позже представительным органом местного самоуправления в городе станет окружной Совет депутатов, который будет избираться сроком на пять лет. В 1994 г. Светлый получил статус административного центра муниципального образования "Светловский городской округ" (мэрия была переименована в администрацию городского округа, главой был назначен А. А. Григорьев). В СГО вошла территория Светлого и всех населенных пунктов Волочаевского сельсовета, а Приморск выведен из состава округа.

В период экономических реформ светловские предприятия претерпели ряд серьезных реорганизаций, связанных с их акционированием, но в большинстве своем удержались на плаву. На базе производственных площадей Светловского судоремонтного завода было создано Светловское дочернее совместное российско-финское предприятие "Марин инжиниринг сервис", а в 1997 г. — ЗАО "Светловский судоремонт", позже реорганизованное в ООО "Светловский судоремонт". Балтийский рыбоконсервный комбинат стал именоваться "Акционерное общество Балко"; Межколхозная производственная база с апреля 1994 г. стала закрытым акционерным обществом…

Но и в сложные постперестроечные годы открывались новые предприятия, учреждения и организации, происходил ввод в строй новых объектов, имелись свои достижения в различных сферах. В 1992 г. между Светлым и польским городом Гданьском были начаты регулярные морские рейсы, вначале — на судне с подводными крыльями, затем — на пассажирском теплоходе "Юшан". В 1994 г. состоялась презентация завода морских строительных конструкций АО "Калининградморнефтегаз" в пос. Ижевском вблизи Светлого. В 1995 г. в городе открылся книжный магазин "Янтарный сказ" (ныне ООО "Магазин “Книги”"). В 1999 г. началось строительство нефтяного терминала в Ижевском. В 2000 г. введена в строй первая очередь пускового комплекса.

Успехи системы образования в Светлом были отмечены на самом высоком уровне. В 1999 г. школа № 5 Светлого стала лауреатом всероссийского конкурса "Школа-99" ("за творческую деятельность педагогического коллектива по воспитанию и обучению подрастающего поколения").

По данным переписи 2002 г., население Светлого составило 21 745 человек. В 2004 г. законом Калининградской области за Светлым был закреплен статус городского округа; а границы муниципального образования были утверждены еще ранее — постановлением главы администрации области в 1997 г. На территории округа расположены 11 населенных пунктов. Площадь всего округа по состоянию на 2008 г. составила 8023 га (в том числе сельхозугодиями — 2504 га), а его административного центра — 2635 га (26,35 кв. км.). Города-побратимы Светлого — Фромборк, Кентшин, Новы-Двур-Гданьски (Польша) и Карлсхамн (Швеция).

Численность населения города (на 1 января 2008 г.) составляла 21,9 тыс. человек (всего в округе — 28,6 тыс. человек); численность экономически активного населения города — 14,9 тыс. человек. Средний возраст жителей — 35 лет. С 2007 г. в Светлом начата реализация Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Калининградскую область (на сегодняшний день поток мигрантов незначителен).

В 2010 г. главой муниципального образования "Светловский городской округ" был избран С. В. Бевз.

Светлый остается одним из крупнейших производителей рыбной продукции в России, на его долю приходится 33 % объема производства рыбных консервов в Калининградской области (10 % от общероссийского выпуска). На долю портовых терминалов, расположенных на территории города, приходится почти 30 % от общего объема перевалки грузов в портах региона, в том числе 2/3 объема перевалки нефти, нефтепродуктов и газового конденсата.

Важную социальную роль в экономике округа играет сектор малого предпринимательства, во многом обеспечивающий занятость населения. По количеству малых предприятий Светловский городской округ занимает одно из первых мест в области. В 2006–2008 гг. на территории округа зарегистрировано свыше 1000 индивидуальных предпринимателей.

Помимо производственной базы, для современного Светлого характерна хорошо развитая транспортная система: железнодорожное, автомобильное, морское сообщение, комплекс портовых перегрузочных сооружений, обустроенные причальные линии. Город имеет хорошие перспективы для дальнейшего формирования портово-промышленного центра.

Светлый сегодня по праву считается весьма благоустроенным городом. В 2008 г. он, как и Гусев, признан самым благоустроенным городом области среди городов, имеющих население свыше 20 тыс. человек. Здесь действуют 3 общеобразовательные школы (всего их в округе 4), техникум отраслевых технологий (бывшее профтехучилище), 6 детсадов (в округе — 7), Дом детского творчества, Детская школа искусств (под руководством В. П. Катаева), две библиотеки (детская и взрослая), Дворец культуры (в структуре МУ "Культурно-молодежный центр"). В 2007 г. Дворец культуры был награжден грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ за вклад в культуру региона. О значении специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва в Светлом лучше всего говорят достижения светловских спортсменов — мастеров спорта Э. Иванса, Д. В. Розинкевича, А. В. Шевеля и др. Имеется центральная окружная больница и входящие в нее поликлиники (взрослая, детская, стоматологическая), оборудованные современной аппаратурой. Выходит окружная газета "Светловские вести", один раз в неделю — местное радио (УМП "Редакционно-радиовещательный центр “Контакт”"). В 2005 г. был закрыт кинотеатр "Буревестник" — под тем же названием в 2010 г. в здании бывшего кинотеатра был открыт торгово-развлекательный комплекс.

В 2007 г. жилищный фонд города включал 9910 квартир общей площадью 528,5 тыс. кв. км. Город имеет развитую сеть торговых учреждений и предприятий общественного питания: по состоянию на 2008 г. — 104 магазина, 189 павильонов и палаток, 3 ресторана, 8 кафе, 7 закусочных, 8 столовых, один бар. Основными торговыми предприятиями являются: Светловский рыбкооп, ООО "Регион-Анклав-Балтика", торговые компании "Светторг", торговая компания "МДМ", магазин торговой компании "Вестер". С введением в строй еще одной телефонной станции, построенной по новейшим технологиям, Светлый удержал лидирующие позиции по телефонизации среди городов муниципальных образований.

Предмет особой гордости светловчан — православный Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, освященный митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в 1993 г. (находится на ул. Лесной, д. 8). Также в черте города действуют православный Храм во имя святой великомученицы Варвары и римско-католический Храм святых апостолов Петра и Павла. На территории округа (в пос. Взморье) имеется православный Храм святого Ильи Пророка. Чем еще гордятся жители Светлого — так это древним дубом, который сохранился в самом центре города. Считается, что его могучая крона шелестела листвой еще в орденские времена.

Среди почетных граждан Светлого (звания присваивались в 2002–2010 гг.) — врачи Людмила Александровна Кардашевская и Людмила Яковлевна Саенко, многолетний руководитель рыбколхоза "За родину" Анатолий Иванович Манылов, директор Балтрыбокомбината Юрий Иванович Мироевский, ветеран рыбопромыслового флота Петр Николаевич Панасенко, директор школы № 3 Мария Ивановна Слезко, первый руководитель города Ф. Н. Теряев, педагог Вера Михайловна Федерякина.

По предварительным итогам последней Всероссийской переписи населения (октябрь 2010 г.), в Светлом проживает 21 375 человек. (В. Е.)


Герб города Светлого

Геральдическое описание.

Image:246-0-Svetlyy.JPG В лазоревом (синем) поле поверх уширенного к сторонам пояса золотой корабельный фонарь, сопровождаемый сверху — серебряной с червленым клювом чайкой летящей вправо с воздетыми крыльями, а внизу — повышенной серебряной нитью, чешуйчато изогнутой над зеленой выщербленной оконечностью, окаймленной серебром.


История и символика герба.

Автор герба — Г. М. Лерман при участии Г. А. Кузнецовой. Художники В. А. Кузнецов, Н. И. Сахнов. Утвержден решением Светловского окружного Совета депутатов в 2001 г., внесен в Государственный геральдический регистр в 2004 г.

Главная фигура герба — светящийся фонарь, источник света, путеводный символ надежды и правильности выбранного пути. С помощью таких простейших сигнальных устройств во все времена женщины и дети рыбаков в ночи, в шторм и в непогоду указывали мужчинам путь к причалу. Подобные фонари устанавливались также на корме парусных судов. Серебристая чайка — вид крупной чайки, характерной для калининградского взморья. Чайка в гербе передает морской дух города. Две серебряные морские волны — это символическое изображение морского канала, давшего когда-то новую жизнь бедным рыбацким деревушкам на берегу залива. Серебряные лучи золотого фонаря, как открытые городские ворота, гостеприимно распахнуты, привлекая в город гостей и купцов. Серебро — символ открытости и чистоты помыслов. (Г. Л.)


Достопримечательности

Братская могила советских воинов, погибших в апреле 1945 г.

Находится на ул. Советской в поселке Взморье. Мемориал построен в 1945–1950 гг. Памятник представляет собой прямоугольную площадку с обелиском, рядом с которым поставлено бетонное надгробие и разбит цветник с кирпичным бордюром. За обелиском — тумба с мемориальными плитами. Прямоугольный с пирамидальным завершением обелиск сделан их черного мрамора. Он установлен на ступенчатом постаменте, на нем выбита эпитафия. Похоронено 118 воинов, среди них Герои Советского Союза младший сержант В. М. Дровник, старший сержант А. А. Евсеев, лейтенант В. Ф. Лапшин. (А. Г.)


Калининградский морской канал

Image:246-2-462.JPG Строительство морского канала, обеспечившего сообщение Кёнигсберга с Пиллау и с Балтийским морем, началось в 1890 г., а его торжественное открытие состоялось в 1901 г. Канал функционирует по сей день и представляет собой водный путь вдоль северного берега Калининградского залива; от залива канал большей частью отделен земляными дамбами, некоторые из них превратились в небольшие островки. Глубина канала достигает 8 м, а на отдельных участках до 10,5 м, что позволяет проходить по нему крупным морским судам. Ширина канала составляет 50–80 м. На канале поставлено несколько станций расхождения кораблей. Одна из таких станций находится в поселке Комсомольском. В городе Светлом на берегу канала построена набережная. (А. Г.)