Туризм

Туризм. Калининградская обл. как туристское направление появилась в поле внимания российских, европейских туроператоров относительно недавно. В советский период область была практически закрыта для посещения: внутренние туристы приезжали в основном в составе немногочисленных организованных групп, по путевкам в санатории, иностранным туристам въезд был запрещен. Ежегодно область посещали до 30 тыс. человек. В начале 1990‑х гг. граждане страны получили возможность путешествовать за рубежом, профсоюзы перестали дотировать путевки. Это привело к резкому спаду внутреннего туризма. С 1990 по 1992 г. число отечественных туристов сократилось в Калининградской обл. до 2 тыс. человек. Спад въездного потока отечественных туристов продолжался до 1995 г. В 2002 г. в бюджетном классификаторе РФ и Калининградской обл. расходы на развитие туризма выводятся в отдельный раздел. Туризм становится составной частью экономической стратегии развития. В тот же год разработана, принята "Государственная программа развития туризма и рекреации в Калининградской обл. на 2002–2006 годы", в 2007 г. — целевая программа "Развитие Калининградской обл. как туристического центра на 2007–2011 годы". Увеличение туристского потока в области составляет в среднем 10–12 % в год. В 2005 г. въехало 256,6 тыс. российских, 76,4 тыс. иностранных туристов, в 2008 г. соответственно — 425 и 95 тыс. Большую часть туристского потока составляют туристы из Москвы, Московской обл., Санкт-Петербурга, городов Северо-Запада, Центральной России, Сибири. В потоке иностранных туристов преобладают жители Германии, Польши, стран Балтии. Развиваются виды туризма: экскурсионно-познавательные, этнические (ностальгические), экологические, оздоровительные, водные, детские, конгресс и VIP-туры, культурный, событийный, сельский туризм, активные виды отдыха (рыбалка, охота, сбор ягод, грибов, велосипедные, конные маршруты). Основные цели визитов российских туристов: 43 % — лечебно-оздоровительный туризм; 35 % — экскурсионные программы (культурно-исторический туризм); 22 % — служебные цели. Основные цели визитов иностранных туристов: 77 % — культурно-познавательный, ностальгический туризм; 23 % — бизнес-туризм; 12 % — лечебно-оздоровительный туризм. Средние сроки пребывания составляют для российских туристов — 7 дней, для иностранных туристов — 3 дня. Наиболее крупные туристические базы — "Дюны" (630 мест) на Куршской косе, "Якорь" (450 мест) в пос. Приморье западнее г. Светлогорска.