Управление дорожного хозяйства Калининградской обл.
Управление дорожного хозяйства Калининградской обл. образовано весной 1946 г. как Кёнигсбергский (с 4 июля Калининградский) областной дорожный отдел. В дальнейшем назывался областное управление дорог и транспортного хозяйства (1953), Проектно-ремонтно-строительное объединение автомобильных дорог "Калининградавтодор" (1989). Занимается обслуживанием, ремонтом, строительством автомобильных дорог. Для обслуживания дорог союзного, республиканского значения действовали ДЭУ: Калининградский № 54, Краснознаменский № 55. В 1947 г. созданы 17 дорожных отделов в районах области для обслуживания дорог местного значения. К концу 1950‑х гг. в ведении управления находились: 7 ДЭУ по обслуживанию дорог республиканского, областного значения, 17 райотделов по обслуживанию местных дорог, карьерное управление, машинно-дорожная станция № 138, асфальтобетонные заводы. На 1 января 1984 г. в состав управления входили: 12 дорожно-ремонтно-строительных управлений, 3 дорожных ремонтно-строительных участка, карьероуправление, проектно-сметное бюро, управление производственно-технологической комплектации, объединенная дирекция строящихся автодорог. К этому времени в ведении "Калининградавтодора" было 25 дорог общесоюзного значения протяженностью 1 042 км, 14 дорог республиканского значения протяженностью 509 км, 91 дорога областного подчинения протяженностью 2036 км, местных дорог и дорог, закрепленных за колхозами, совхозами — 2634 км, всего 6221 км. Имелось 345 единиц техники: автогрейдеры, автокраны, снегоочистители, экскаваторы, асфальтосмесители, мотокатки. В 2010 г. управлением обслуживались 4615 км автотрасс, в т. ч. 203 км двух федеральных дорог (А229 "[[kaliningrad|Калининград—Черняховск—Нестеров—]]литовская граница"; А216 "[[gvardeysk|Гвардейск—Неман—]]литовская граница"), и 4412 км на 390 дорогах регионального значения. Организация поддерживала в надлежащем порядке существовавшие автомобильные дороги, вела строительство Северного обхода Калининградской окружной дороги (1972–1985), обходной дороги г. Гусева (1995), Гвардейска (1996), новых участков автодороги Калининград—Чернышевское, трассы "Приморское кольцо" и др. С 1993 г. выполняет роль заказчика по строительству дорог. По плотности автомобильных дорог с твердым покрытием в расчете на 1 тыс. кв. км территории Калининградская обл. стоит наравне с Московской обл. (303 км). С января 1997 г. в результате реорганизации дорожной отрасли в области параллельно действовали старое Проектно-ремонтно-строительное объединение и новое Государственное управление транспортного комплекса при администрации области; с 2000 г. функционирует Департамент дорожного хозяйства Калининградской обл., с 2005 г. управление дорожного хозяйства Калининградской обл. при Департаменте развития комплекса транспортного и дорожного хозяйства Министерства развития инфраструктуры Калининградской обл. Руководители: П. И. Чиркин (1946–1948), П. В. Леванов (1948–1952), В. М. Сычков (1952–1953), Н. Ф. Галата (1953–1963), К. П. Жидков (1968–1973), В. Ф. Прохода (1973–1978; 1981–1999), Н. А. Ткачук (1978–1983), В. И. Гвоздев (1983–1989), В. К. Самсонов (1999), Ю. И. Терещенко (1999), Г. П. Лейбович (1999–2001; с 2005), В. М. Аверин (2001–2005).