Железные дороги
Железные дороги. Первой железной дорогой Восточной Пруссии стала линия "Кёнигсберг—Берлин" (1853). Затем появились внутренние железнодорожные линии на Пиллау (1865), Кранц (1885), Лабиау (1891), Тильзит (1891). К началу 1946 г. часть прежней немецкой узкой колеи (1435 мм) на железных дорогах области заменена широкой отечественной (1520 мм); перешито около 1500 км пути. Почти половина из 122 немецких станций были восстановлены. В июле 1947 г. стали отправляться пригородные поезда из Калининграда на взморье через Зеленоградск. В мае 1948 г. открылась пассажирская линия Калининград—Советск, продленная в октябре до Клайпеды и до Риги. К 1949 г. реконструированы Калининградский, Черняховский, Советский железнодорожные узлы; открылось регулярное движение поездов из Калининграда в Ригу и Клайпеду; вступил в эксплуатацию Южный вокзал в Калининграде. В последующие годы восстановлены или модернизированы вокзалы в Черняховске, Багратионовске, Балтийске, Гвардейске, Гусеве, Мамонове. В июне 1965 г. пошли поезда по прямому маршруту Калининград—Пионерский. В 1965 г. на отделение дороги поступили первые четырехвагонные дизель-поезда. С 1972 г. началась постепенная замена паровозов серии Л, ТЭ, СУ, ОВ на тепловозы серии М‑62, ТЭМ‑2. В 1976 г. электрифицированы участки железной дороги Калининград— Зеленоградск, Калининград—Светлогорск. В последние годы для пассажирских перевозок используются рельсовые автобусы. Сеть калининградских железных дорог весьма разветвлена. Общая протяженность железных дорог составляет 903 км. На 1998 г. КЖД обслуживала пассажиров и грузы на 67 объектах, в их числе 63 линейные станции, остановочные пункты, пассажирское депо, железнодорожные вокзалы Калининграда, Черняховска, Советска. Прямыми железнодорожными линиями Калининград связан с Москвой, Санкт-Петербургом, Челябинском, Вильнюсом, Гомелем, Ригой, Харьковом. Действует система беспересадочных вагонов до Бреста, Киева, Одессы, курортов Крыма. С 1993 г. восстановлена западноевропейская узкая колея от станции Дзержинская-Новая (Московский район). Организовано сообщение Калининград—Берлин. Дизель-поезда осуществляют перевозки от Калининграда до Мамоново, Багратионовска, Приморска, Черняховска, электропоезда — до Зеленоградска, Светлогорска. Объем перевезенных грузов в 2003 г. достиг рекордного показателя в 17 млн т. КЖД имеет железнодорожные пограничные переходы с Польшей: "Мамоново—Бранево", "Багратионовск—Барташице", "Железнодорожный—Скандала", с Литвой "Нестеров—Кибартай", "Советск—Пагегяй", железнодорожные подъездные пути в морском торговом порту. Ежегодно перевозится около 20 млн пассажиров.